Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Система психологического сопровождения в ДОУ

Психологическая  поддержка детей дошкольного возраста

Цели:

-охрана  психического здоровья;

-создание условий, способствующих  эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное  и эффективное  максимальное развитие каждого ребенка.

Задачи:

1. Создание безопасного  психологического пространства, развитие чувства  уверенности  и психологического комфорта.

2. Формирование оптимального статуса каждого  конкретного ребенка во взаимодействующей  группе, обеспечивающего  эмоциональное  благополучие.

3. Создание условий для создания и разрешения  личностных проблем и межличностных  конфликтов.

Высокая лабильность, восприимчивость детей д/в к внешним  воздействиям обусловливает  необходимость  осторожного подхода к использованию их возможностей на основе знаний о закономерностях  возрастного развития. В связи с этим  возникает вопрос о реализации в работе  следующих принципов:

• Позитивности;

• Активного и равноправного сотрудничества;

• Открытости;

• Гуманности;

• Индивидуализации;

• Добровольного участия;

• Систематичности и последовательности;

• Интеграции специалистов;

• Вовлеченности родителей.

Для  их решения  разрабатывается  система психологической поддержки и помощи детям. Важнейшими  компонентами  этой системы  являются:

• Успешная адаптация дошкольников  к условиям детского сада;

• Характер  складывающихся отношений со сверстниками;

• Личностно-ориентированное взаимодействие со взрослыми;

• Рациональная  организация  жизнедеятельности ребенка;

• Построение коррекционно-развивающей среды, содействующей  развитию индивидуальности ребенка, формирующей позицию активного участника.

Система  психологической поддержки детей детского сада

 

АДАПТАЦИЯ

№ п/п

Содержание

Методы и приемы

1

Создание позитивной  установки, положительного впечатления о д/с

• проведение «Праздника первой встречи»;

• помощь детей  старших групп;

• доброжелательный тон  воспитателя;

• включение  в общение игровых персонажей (элементы новизны, сюрпризные моменты).

2

Формирование чувства  уверенности в окружающей обстановке и со взрослыми.

• проведение развивающих  игр: «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти», «Птичка - невеличка»;

• использование игр: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь»;

• «Лови-лови», «Чей голос», «Расскажи  стихи руками.

3

Сближение  детей между  собой  и педагогом.

• засыпание с любимыми  игрушками;

• стенды и альбомы с семейными фотографиями.

4

Приближение  жизни детей  в группах к домашней обстановке, «интимизация»  среды.

• индивидуальные постельные наборы;

• посещение детского сада родителями в любое  время;

• присутствие родителей на занятиях, прогулках, участие в играх.

5

Налаживание более тесной связи  с семьей

• организация совместных праздников с родителями: «Веселые старты», «8 Марта»;

• проведение совместного семейного дня рождения ребенка.

6

Согласованность действий родителей и педагогов

• соблюдение режима дня дома;

• соблюдение правил  постепенного привыкания ребенка к детскому саду (сначала  приход детей  на прогулку, потом – первая половина дня на 9 день из-за  ослабления защитных сил организма дети остаются дома и т.д.)

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

№ п/п

Содержание

Методы и приемы

1

Умение общаться при помощи  неречевых  средств (мимики, пантомимики, жестов)

• использование игр без слов и без игровых атрибутов: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки»;

• применение психогимнастических упражнений: «Ролевая гимнастика», «Скульптуры».

2

Умение устанавливать  контакт  с помощью  речевых средств (контакт глаз, комплименты, обращение по имени)

• игры: «Через стекло», «Назови по-разному», «Общий круг», «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», «Выбери партнера», «Сороконожка».

3

Использование вариативных  речевых формул (слова  приветствия, прощания, благодарности)

• игры на словесное  выражение своего  отношения к другим: «Комплименты», «Спящая красавица»,  «Пожелания»,  «Добрые волшебники»,  «Волшебные очки»,  «Конкурс хвастунов», «Связующая нить», «Цепочка  слов», «Праздник вежливости», «Хорошо-плохо», «Подари подарок», «Волшебные ожерелья».

4

Развитое  умение оказывать эмоциональную поддержку и просить её, понимать эмоциональное настроение другого

• рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов  и беседа по ним:

- Какое настроение у героев?

- Как ты думаешь, почему у них такое настроение?

- Кого из друзей напоминает тебе персонаж?

- Как ты это сделал бы?

- Давай придумаем, как её можно развеселить?

- Какие бы чувства испытал ты в похожей ситуации?

• сюжетные, творческие игры с повторением сцен – ребенок  играет сначала одну роль, затем тут же другую,

• участие в кукольных  спектаклях, драматизации сказок как в роли актеров, так в роли и зрителей;

• разговор по телефону со сказочным персонажем, выражая свое отношение к нему;

• сочинение сказок:

- «Сказка по-новому» (наделение героев необычными качествами: заяц - хитрый),

- «Салат из сказок» - соединение нескольких сказок в одну,

- «Сказка - калька» -  герои остаются, но попадают в нереальные обстоятельства,

- «Продолжи сказку» - придумывание конца сказки;

• игры: «Сделаем  приятное для мамы», «Волшебный магазин»,  «Сравнения»;

• психогимнастические упражнения и этюды: «Новая кукла», «Баба -Яга», «Фокус», «Золушка», «Кот Васька», «Один дома», «Соленый чай», «Новая девочка».

5

Умение разрешать конфликтные ситуации и вести себя в них

• обучение навыкам саморегуляции: «Клубочек», «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Ты - лев», «Просыпайся, третий глаз», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Стойкий солдатик», «Замри»,  «Гора с плеч»;

• использование игр и упражнений на чередование  напряжения и расслабления: «Факиры», «Шалтай - болтай», «Обзывалки», «Выдержанный человек».

6

Поднятие статуса «неблагополучных», «непринятых» детей  в группе

• позитивное  позиционирование таких детей;

• организация совместных игр на развитие  внимания к другим: «Общий круг», «Переходы», «Эхо»;

• развитие позитивной самооценки: «Горячий стул», «Мне в тебе нравится», «Хвасталки», «Копилка хороших поступков , ведение тетради  «Мои достижения»;

• разработка системы поощрений и наград за успехи (альбом  успехов, медали, аплодисменты).

7

Организация межгруппового взаимодействия и общения

• совместные праздники на тематических  неделях;

• «Театральная неделя» - чтение  стихов, показ миниспектаклей, инсценировок, представление различных номеров

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ

1

Установление  личного контакта с детьми. Владение навыки «ненасильственного» общения, языка принятия.

• обращение к детям  по имени в любой ситуации;

• занимаемая позиция на уровне глаз ребенка (он на стуле, педагог на стуле);

• использование тактильных  прикосновений  (однако, помните, что когда  вы гладите  ребенка по голове или кладете  руку на его голову, это может вызвать  у некоторых  детей отрицательную реакцию);

• демонстрация «расположенности» - улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой;

• исключение  оценочности в общении;;

• высказывания «Я - сообщений» вместо  «Ты - сообщений»;

• исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие,  сравнение с самим собой, эмоциональное  присоединение, поощрение, отражение чувств  ребенка, временный язык.

2

Правильная тактика поведения в решении  конфликтных ситуаций

• избежание требований, нотаций, наказаний, иронических оценок, возмущения;

• использование предвосхищающих оценок (Я уверена, что ты так больше не поступишь);

• ориентация на детей (Я думаю, что вы сами  попробуете понять, кто прав, а кто нет);

• дать понять ребенку, что независимо от поступка вы относитесь к нему хорошо;

• использование принципа «оба правы», то есть умение договариваться так, чтобы результатами были довольны оба;

• использование различных  стратегий в разрешении конфликтов:

- стратегия на реагирование,

- стратегия на переключение,

- стратегия на положительное подкрепление,

- стратегия на  стимуляцию чувства юмора.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

1

Соблюдение длительности пребывания на воздухе;

Учет индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, а также врачебных диагнозов (ЗПР, СДВГ, ММД).

Организация детского сна.

Комфортная организация питания

Экскурсии, походы, пикники, оздоровительный бег, организация психотерапевтических прогулок. Разделение детей по подгруппам по результатам диагностики и проведение с ними коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие различных форм ручной деятельности, тактильной чувствительности (ЗПР), на развитие психических процессов (ЗПР, СДВГ), координацию движений (СДВГ); Звучание фоновой музыки («Вечер в лесу», «Шум прибоя») до полного засыпания; пение колыбельных песен; нежные поглаживания и произнесение ласковых слов «Засыпай, Танюша..».

Звучание фоновой спокойной музыки;

использование технологии «семейного стола»: дети едят вместе со взрослыми, за столом дети могут общаться, за столом должен быть глава, манеры детей за столом обсуждению не подлежат, не принуждать ребенка есть  

 

 

ПОСТРОЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Создание возможности элиминации негативных эмоциональных состояний.

Наличие эмоциогенных зон.

Продуманная цветовая, световая и звуковая среда.

Наличие атрибутов и пространства для реализации потребности в движении.

Наличие в группах мест уединения и отдыха.

Достаточная насыщенность развивающей среды, организованной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей

Наличие в группах «Уголков ярости» - би-ба-бо, дротики, подушки, боксерская груша и перчатки, песочница, листки гнева, стаканчик для криков, каучуковые мячи. «Стена творчества»; стенды эмоционального состояния: «Карусель настроения», «Окна настроения», «Азбука эмоций» и др.; фотоальбомы, коллажи, выставки: «Вот какие мы», «Папа, мама, я – вместе дружная семья», «Наша группа», «Мы отдыхаем»; наличие элементов культуры в среде – живопись и литература. Кассеты с релаксационной и стимулирующей музыкой: при утомлении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского, при гневливости – «Сентиментальный вальс» Чайковского, при снижении внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана; использование цветов, наиболее благотворно влияющих на человека: голубой, зеленый, желтый; избегание одноцветности в среде; оживление холлов, вестибюлей, групп произведениями художественного и детского творчества; достаточная освещенность залов, благоприятных спектр, равномерность. Создание уголков здоровья в группах и оснащение их оборудованием: кегли, мячи, маты, мишени, мягкие модули; для детей 3-х лет важно пространство для лазания, ползания, катания и активных игр; передвижные перегородки; зеленые зоны; мягкие уголки; диванчики или мягкие подушки. Игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы различной фактуры); игрушки для выработки моторных навыков ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, веревочки, плетения, передвижение различных предметов по лабиринтам); оборудование для занятий музыкой и ритмикой (шумелки, погремушки, трещотки); психотерапевтическое материалы (специальные средства, имитирующие окружающие среду, предметы-заместители, ворсистые шарики, мячи колючие); конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, шитья, вязания, бисероплетения; для детей 3-х лет важно пространство для лазания, ползания, катания и активных игр; для детей 4-х лет должен быть создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр. Плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями; для детей 5-ти, 6-ти лет важны атрибуты для игры со сверстниками: замки, укромные уголки; материалы для развития мелкой моторики (бусы, семена, бисер, плоды)
4 февраля 2023 в 14:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.