|
Система психологического сопровождения в ДОУ
Психологическая поддержка детей дошкольного возраста
Цели:
-охрана психического здоровья;
-создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.
Задачи:
1. Создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта.
2. Формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие.
3. Создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
Высокая лабильность, восприимчивость детей д/в к внешним воздействиям обусловливает необходимость осторожного подхода к использованию их возможностей на основе знаний о закономерностях возрастного развития. В связи с этим возникает вопрос о реализации в работе следующих принципов:
• Позитивности;
• Активного и равноправного сотрудничества;
• Открытости;
• Гуманности;
• Индивидуализации;
• Добровольного участия;
• Систематичности и последовательности;
• Интеграции специалистов;
• Вовлеченности родителей.
Для их решения разрабатывается система психологической поддержки и помощи детям. Важнейшими компонентами этой системы являются:
• Успешная адаптация дошкольников к условиям детского сада;
• Характер складывающихся отношений со сверстниками;
• Личностно-ориентированное взаимодействие со взрослыми;
• Рациональная организация жизнедеятельности ребенка;
• Построение коррекционно-развивающей среды, содействующей развитию индивидуальности ребенка, формирующей позицию активного участника.
Система психологической поддержки детей детского сада
АДАПТАЦИЯ |
№ п/п |
Содержание |
Методы и приемы |
1 |
Создание позитивной установки, положительного впечатления о д/с |
• проведение «Праздника первой встречи»;
• помощь детей старших групп;
• доброжелательный тон воспитателя;
• включение в общение игровых персонажей (элементы новизны, сюрпризные моменты). |
2 |
Формирование чувства уверенности в окружающей обстановке и со взрослыми. |
• проведение развивающих игр: «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти», «Птичка - невеличка»;
• использование игр: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь»;
• «Лови-лови», «Чей голос», «Расскажи стихи руками. |
3 |
Сближение детей между собой и педагогом. |
• засыпание с любимыми игрушками;
• стенды и альбомы с семейными фотографиями. |
4 |
Приближение жизни детей в группах к домашней обстановке, «интимизация» среды. |
• индивидуальные постельные наборы;
• посещение детского сада родителями в любое время;
• присутствие родителей на занятиях, прогулках, участие в играх. |
5 |
Налаживание более тесной связи с семьей |
• организация совместных праздников с родителями: «Веселые старты», «8 Марта»;
• проведение совместного семейного дня рождения ребенка. |
6 |
Согласованность действий родителей и педагогов |
• соблюдение режима дня дома;
• соблюдение правил постепенного привыкания ребенка к детскому саду (сначала приход детей на прогулку, потом – первая половина дня на 9 день из-за ослабления защитных сил организма дети остаются дома и т.д.) |
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ |
№ п/п |
Содержание |
Методы и приемы |
1 |
Умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) |
• использование игр без слов и без игровых атрибутов: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки»;
• применение психогимнастических упражнений: «Ролевая гимнастика», «Скульптуры». |
2 |
Умение устанавливать контакт с помощью речевых средств (контакт глаз, комплименты, обращение по имени) |
• игры: «Через стекло», «Назови по-разному», «Общий круг», «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», «Выбери партнера», «Сороконожка». |
3 |
Использование вариативных речевых формул (слова приветствия, прощания, благодарности) |
• игры на словесное выражение своего отношения к другим: «Комплименты», «Спящая красавица», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Связующая нить», «Цепочка слов», «Праздник вежливости», «Хорошо-плохо», «Подари подарок», «Волшебные ожерелья». |
4 |
Развитое умение оказывать эмоциональную поддержку и просить её, понимать эмоциональное настроение другого |
• рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов и беседа по ним:
- Какое настроение у героев?
- Как ты думаешь, почему у них такое настроение?
- Кого из друзей напоминает тебе персонаж?
- Как ты это сделал бы?
- Давай придумаем, как её можно развеселить?
- Какие бы чувства испытал ты в похожей ситуации?
• сюжетные, творческие игры с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую,
• участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок как в роли актеров, так в роли и зрителей;
• разговор по телефону со сказочным персонажем, выражая свое отношение к нему;
• сочинение сказок:
- «Сказка по-новому» (наделение героев необычными качествами: заяц - хитрый),
- «Салат из сказок» - соединение нескольких сказок в одну,
- «Сказка - калька» - герои остаются, но попадают в нереальные обстоятельства,
- «Продолжи сказку» - придумывание конца сказки;
• игры: «Сделаем приятное для мамы», «Волшебный магазин», «Сравнения»;
• психогимнастические упражнения и этюды: «Новая кукла», «Баба -Яга», «Фокус», «Золушка», «Кот Васька», «Один дома», «Соленый чай», «Новая девочка». |
5 |
Умение разрешать конфликтные ситуации и вести себя в них |
• обучение навыкам саморегуляции: «Клубочек», «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Ты - лев», «Просыпайся, третий глаз», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Стойкий солдатик», «Замри», «Гора с плеч»;
• использование игр и упражнений на чередование напряжения и расслабления: «Факиры», «Шалтай - болтай», «Обзывалки», «Выдержанный человек». |
6 |
Поднятие статуса «неблагополучных», «непринятых» детей в группе |
• позитивное позиционирование таких детей;
• организация совместных игр на развитие внимания к другим: «Общий круг», «Переходы», «Эхо»;
• развитие позитивной самооценки: «Горячий стул», «Мне в тебе нравится», «Хвасталки», «Копилка хороших поступков , ведение тетради «Мои достижения»;
• разработка системы поощрений и наград за успехи (альбом успехов, медали, аплодисменты). |
7 |
Организация межгруппового взаимодействия и общения |
• совместные праздники на тематических неделях;
• «Театральная неделя» - чтение стихов, показ миниспектаклей, инсценировок, представление различных номеров |
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ |
1 |
Установление личного контакта с детьми. Владение навыки «ненасильственного» общения, языка принятия. |
• обращение к детям по имени в любой ситуации;
• занимаемая позиция на уровне глаз ребенка (он на стуле, педагог на стуле);
• использование тактильных прикосновений (однако, помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это может вызвать у некоторых детей отрицательную реакцию);
• демонстрация «расположенности» - улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой;
• исключение оценочности в общении;;
• высказывания «Я - сообщений» вместо «Ты - сообщений»;
• исключение угроз и приказов, работа с интонацией;
похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, сравнение с самим собой, эмоциональное присоединение, поощрение, отражение чувств ребенка, временный язык. |
2 |
Правильная тактика поведения в решении конфликтных ситуаций |
• избежание требований, нотаций, наказаний, иронических оценок, возмущения;
• использование предвосхищающих оценок (Я уверена, что ты так больше не поступишь);
• ориентация на детей (Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто прав, а кто нет);
• дать понять ребенку, что независимо от поступка вы относитесь к нему хорошо;
• использование принципа «оба правы», то есть умение договариваться так, чтобы результатами были довольны оба;
• использование различных стратегий в разрешении конфликтов:
- стратегия на реагирование,
- стратегия на переключение,
- стратегия на положительное подкрепление,
- стратегия на стимуляцию чувства юмора. |
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ |
1 |
Соблюдение длительности пребывания на воздухе;
Учет индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, а также врачебных диагнозов (ЗПР, СДВГ, ММД).
Организация детского сна.
Комфортная организация питания |
Экскурсии, походы, пикники, оздоровительный бег, организация психотерапевтических прогулок. Разделение детей по подгруппам по результатам диагностики и проведение с ними коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие различных форм ручной деятельности, тактильной чувствительности (ЗПР), на развитие психических процессов (ЗПР, СДВГ), координацию движений (СДВГ); Звучание фоновой музыки («Вечер в лесу», «Шум прибоя») до полного засыпания; пение колыбельных песен; нежные поглаживания и произнесение ласковых слов «Засыпай, Танюша..».
Звучание фоновой спокойной музыки;
использование технологии «семейного стола»: дети едят вместе со взрослыми, за столом дети могут общаться, за столом должен быть глава, манеры детей за столом обсуждению не подлежат, не принуждать ребенка есть |
ПОСТРОЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
|
Создание возможности элиминации негативных эмоциональных состояний.
Наличие эмоциогенных зон.
Продуманная цветовая, световая и звуковая среда.
Наличие атрибутов и пространства для реализации потребности в движении.
Наличие в группах мест уединения и отдыха.
Достаточная насыщенность развивающей среды, организованной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей |
Наличие в группах «Уголков ярости» - би-ба-бо, дротики, подушки, боксерская груша и перчатки, песочница, листки гнева, стаканчик для криков, каучуковые мячи. «Стена творчества»; стенды эмоционального состояния: «Карусель настроения», «Окна настроения», «Азбука эмоций» и др.; фотоальбомы, коллажи, выставки: «Вот какие мы», «Папа, мама, я – вместе дружная семья», «Наша группа», «Мы отдыхаем»; наличие элементов культуры в среде – живопись и литература. Кассеты с релаксационной и стимулирующей музыкой: при утомлении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского, при гневливости – «Сентиментальный вальс» Чайковского, при снижении внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана; использование цветов, наиболее благотворно влияющих на человека: голубой, зеленый, желтый; избегание одноцветности в среде; оживление холлов, вестибюлей, групп произведениями художественного и детского творчества; достаточная освещенность залов, благоприятных спектр, равномерность. Создание уголков здоровья в группах и оснащение их оборудованием: кегли, мячи, маты, мишени, мягкие модули; для детей 3-х лет важно пространство для лазания, ползания, катания и активных игр; передвижные перегородки; зеленые зоны; мягкие уголки; диванчики или мягкие подушки. Игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы различной фактуры); игрушки для выработки моторных навыков ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, веревочки, плетения, передвижение различных предметов по лабиринтам); оборудование для занятий музыкой и ритмикой (шумелки, погремушки, трещотки); психотерапевтическое материалы (специальные средства, имитирующие окружающие среду, предметы-заместители, ворсистые шарики, мячи колючие); конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, шитья, вязания, бисероплетения; для детей 3-х лет важно пространство для лазания, ползания, катания и активных игр; для детей 4-х лет должен быть создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр. Плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями; для детей 5-ти, 6-ти лет важны атрибуты для игры со сверстниками: замки, укромные уголки; материалы для развития мелкой моторики (бусы, семена, бисер, плоды) |
4 февраля 2023 в 14:44
|