Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Мастер-класс с педагогами по работе с МАК

Мастер-класс для педагогов 

 «Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста»

 Цель -  познакомить с МАК для детского консультирования, раскрыть возможности метафорических ассоциативных карт в этом направлении, познакомить с эффективными техниками.

Задачи:

• Предоставить информацию о МАК (историю возникновения, целях и техниках метода);

• Демонстрацияпрактических техник применения МАК в работе с педагогами идошкольникамиМДОУ.

Аудитория: педагоги ДОУ

Техническое оснащение и материалы: ноутбук, проектор, колоды используемых МАК.

 

Ход мастер-класса :

Добрый день уважаемые педагоги!  Сегодня я пригласила Вас на мастер –класс«Метафорические ассоциативные карты в работе с дошкольниками» и поделиться с Вами инновационной формой работы.  Я хочу познакомить Вас с МАК, с некоторыми колодами, техниками работы с ними для педагогов и детей старшего дошкольного возраста. В своей работе я всегда ищу что-то новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство по основной цели своей работы  «Психолого-педагогиче-ское сопровождение участников образовательного процесса МДОУ».

Так что же такое МАК и как они пригодятся нам в нашей работе в детском саду?

Метафорические ассоциативные карты — это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание. Это своеобразный мостик, который соединяет наше подсознание с реальной действительностью. Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё.

В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний

Практическое задание 1:

Перед вами  одна из метафорических карт из колоды« Эмоции». Расскажите,  какие ассоциации она у вас вызывает.Психологи, которые давно занимаются МАК говорят о  том, что в одной  карте  можно найти до 50 вариантов ассоциаций. 

В разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека.

У вас, конечно же появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты педагогу, работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог, владеющий психологическими знаниями, может видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Также эти знания помогают педагогу в построении взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, с коллегами.

Поэтому я и пригласила вас на этот мастер-класс.

Моей целью сегодня является представить инновационную технологию работы педагога-психолога МДОУ с методикой метафорических ассоциативных карт. И  поставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

• Предоставить информацию о МАК (историю возникновения, целях и техниках метода);

• Демонстрацияпрактических техник применения МАК в работе с педагогами идошкольникамиМДОУ.

Метафорические ассоциативные карты (иначе их еще называют проективными, терапевтическими) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Идея использовать карты как ассоциативные пришла из идеи ассоциаций Роршаха.

Впервые карты были опубликованы в Канаде в 1981 году, в 1986 году они были изданы в Германии и Голландии. Эта колода носила название «О». С тех пор они были доработаны, переведены на 17 языков и разошлись по всему миру. За последнее время появилось много новых карточных колод, объединенных единым названием «ассоциативные карты» и являющихся продолжением и развитием идей, заложенных в картах «О».

Вы уже услышали для чего карты психологу, но для чего же они нужны вам?

Цель работы с метафорическими картами для воспитателя и для человека в обыденной жизни :

• Развитие воображения;

• Развитие творческого потенциала;

• Решение трудных жизненных ситуаций;

• Решение конфликтов в отношениях;

• Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи;

• Помощь в достижении целей;

• Раскрытие ранее неизвестного (неосознаваемого) потенциала, возможностей. МАК активизируют правое полушарие, отвечающее за интуицию и творческий подход к жизни. Они помогают получить доступ к ресурсам бессознательного, преодолеть защитные механизмы психики, получить важные инсайты. Преодолению барьеров и погружению в детскую, творческую, спонтанную активность без излишней цензуры способствует и некоторая  «Мультяшность»  некоторых колод карт. 

В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях:

• Знакомство и изучение эмоций и настроения;

• Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция;

• Беседы о хороших и плохих поступках;

• Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми;

• С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе.

В работе с картами следует придерживаться ряда правил :

• «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, не оспаривают слова хозяина карты. Картами можно пользоваться (ВО) в открытую т.е. изображением карты вверх или (ВЗ) изображением карты вниз.

·Играя в карты, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.

·Изображение на карте нужно рассматривать как символ или метафору.

·Играя в карты, мы ценим чужой интеллект и воображение.

·Играя в карты, мы воздерживаемся от интерпретации карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй.

·Мы не прерываем рассказ других участников и не перебиваем их.

·Реагировать на выбранную карту лучше спонтанно, используя больше свою фантазию, нежели логику.

·Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

Существует большое многообразие  колод МАК,  и они направлены на решение  разных задач:  ассоциативные карты для проработки отношений в паре; раскрытие творческого потенциала;работа с душевными травмами; ресурсные колоды; проработка детских травм, неврозов, установок. Есть более узконаправленные колоды, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные.

В своей работе с детьми дошкольниками я использую несколько комплектов метафорических ассоциативных карт.

«Я и все-все-все»автор К.Крюгер, художник В. Кирдий. Карты можно использовать в работе с детьми и взрослыми в индивидуальной и групповой работе. Изображения карт очень позитивное, «мультяшное». Карты могут быть использованы для работы с детскими переживаниями, травмами, страхами.

«Дымок и Ириска» , «Эмоции»,  «Дорогами сказок».

Использование метафорических ассоциативных карт приобретает всё большую популярность среди психологов в работе с детьми. Детям очень часто не хватает слов, чтобы описать свои чувства, события в их в жизни, а яркие, красочные карточки вызывают у них большой интерес, и они с удовольствием их рассматривают, рассказывают о том, что видят на картинке, находят в своём опыте подобные ситуации, чувства.

Особенности использования МАК с детьми?

· Применять метафорические карты можно, начиная с 5 лет, когда ребёнок может рассказать то, что он видит на карте.

· Не стоит использовать сразу всю колоду карт. Лучше часть карт убрать. Самое оптимальное количество карт — это двадцать.

· Абстрактные колоды карт в работе с дошкольниками не используются.

Какие колоды карт можно использовать с детьми?

МАК «Волшебный сундучок: эти разные эмоции » (Авторы: Васильева И., Лебедева М.)

МАК «Роботы» (Автор: Т. Ушакова)

МАК «Котейка» (Автор: Н. Седова)

МАК «Монстрики» (Автор: Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона)

МАК «Домик номер 6» (Автор: С. Добычина)

МАК «Дружок» (Автор: И. Фёдорова)

МАК «Мастерская сказок» (Авторы: Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич)

МАК «Проективные сказочные карты»  (Автор: Олифирович Н.И., Малейчук Г.И.)

Это далеко не весь перечень колод метафорических карт, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Для работы с детьми достаточно иметь в своём арсенале 4 колоды: портретную, сюжетную, сказочную и колоду с эмоциями.

В каких направлениях можно работать с МАК?

1. Диагностика, т.е. сбор информации о ребёнке и его проблеме.

2. Развитие когнитивных процессов.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Работа с детско-родительскими отношениями.

Вопросы для работы с детьми

В работе с детьми очень важно уметь задавать правильные вопросы, иначе красивые картинки останутся только картинками. Вот некоторые вопросы которые можно использовать в работе с детьми:

· Что изображено на карте?

· Кто является главным героем?

· Как ты думаешь, что чувствует герой на картинке? Как ты это понял?

· Бывают ли у тебя такие чувства? В каких ситуациях ты испытываешь эти чувства?

· Что главному герою может помочь преодолеть его трудности?

· Как бы ты поступил на месте этого героя?

· С чего всё началось?

· Как ты думаешь, что произойдёт дальше?

Таких вопросов может быть гораздо больше. Главное, чтобы они были понятны ребёнку.

Упражнения для работы с детьми

Упражнение «История одного героя»

Для этого упражнения отлично подойдёт любая колода, где персонажи изображены в различных эмоциональных состояниях.

Психолог предлагает ребёнку среди карт выбрать героя, который ему больше всего нравится, откликается. Затем ребёнку задаются следующие вопросы по карте:

-Какое чувство испытывает, выбранный тобой герой?

-Как ты думаешь, что с ним произошло?

-Где он живёт?

-Есть ли у него друзья?

-Как ты думаешь о чём он мечтает?

Дополнить данное упражнение можно элементами арт-терапии. Например, попросить ребёнка нарисовать место, где живёт его герой, затем поместить этого героя на лист. Также можно попросить нарисовать рядом друга или другого близкого человека. Что будете предлагать ребёнку нарисовать будет зависеть от ответов ребёнка на ваши вопросы.

Упражнение «Пропавшая карта»

Эта игра отлично развивает память и внимание ребёнка и для её проведения подойдёт сюжетная колода карт. Психолог выкладывает перед ребёнком 5-6 карт (карт может быть больше или меньше, количество будет зависеть от возраста и уровня развития ребёнка). Затем просит ребёнка запомнить их. После этого ребёнок закрывает глаза, а психолог прячет одну из карт среди других карт колоды. Задача ребёнка после того, как от откроет глаза отыскать эту карту в колоде.

· предложите ребенку сочинить историю по картам – выберите нужные для вашей сказки изображения и разложите их в определенном смысловом порядке, предоставив ребенку проявить свою фантазию и воображение.

·      по очереди вытягивайте по одной карте из колоды, сочиняя историю на ходу; такой вариант замечательно подходит и для групповой работы, объединяет детский коллектив, учит взаимодействовать и прислушиваться друг к другу.

· прочитайте ребенку сказку, предоставив ему возможность ее «проиллюстрировать», подбирая карты по смыслу.

·      разложите карточки со сказочными персонажами и предложите ребенку подарить каждому герою волшебный предмет, объяснив свой выбор — почему именно такой подарок, для чего он нужен именно этому герою, в чем польза подарка; такая игра развивает фантазию ребенка, его способность вставать на место другого человека и лучше понимать его.

· предложите ребенку выбрать одну карту, которая ему понравится, или вытянуть ее наудачу, прикрепите карту в центре большого и плотного листа бумаги (например, ватмана) и цветными карандашами, фломастерами, красками позвольте ребенку «расширить» свою картинку, продолжая узоры, линии, изгибы абстрактного изображения; когда лист бумаги превратится в большую картину, карту можно убрать и зарисовать оставшееся от нее место. Если в игре будут участвовать несколько детей, то это также позволит подружить их между собой – в процессе рисования дети сами найдут эффективные и безопасные пути друг к другу, гармонично объедения свои разные характеры в единую картину.

Важно помнить, что, сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, а желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика. Это особенно важно в работе с детьми, поскольку они зачастую в силу своего недостаточного эмоционального и жизненного опыта, а также включения психологических защит, не могут еще полностью осознавать и открыто сообщать о своих проблемах.

Опыт работы с таким проективным  материалом позволяет сделать вывод:

· Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.

· Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.

· С помощью карт ребенок активизирует и обогащает словарный запас и получает толчок к понятию смысла изображения.

· МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.

· МАК развивают творческую составляющую.

       Использование такой инновационной методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности, получить опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого положительного выхода из них, обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения.

       Раскрывается творческий потенциал, воображение, повышается самооценка. Значительно активизируется словарный запас, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, речь становится не только способом общения, но и инструментом мышления, средством регуляции деятельности.

      Дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки.    Каждый педагог может найти собственное применение картам в воспитании и развитии детей.

Наш мастер-класс заканчивается спасибо Вам за участие и просмотр, надеюсь мне удалось справится со своими задачами познакомить вас с методом МАК и научить работать с некоторыми  техниками.


14 марта 2023 в 14:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.