Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Итогом пребывания ребенка в детском  саду является его подготовка к обучению в школе. Что же такое школьная зрелость? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Часто считается, что к 6-7 годам этот вопрос решится сам собой, но родители бывают очень разочарованы, когда слышат от учителя или психолога, что их ребенок не готов к школе.

Каждый ребенок индивидуален и к школьному возрасту  дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками,  привычками.

Каждый возраст приносит, что-то новое в психологический облик ребенка. Основным новообразованием  дошкольного возраста – умение играть в игры и в игры с правилами. Важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть, иначе нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических  симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страх перед школой, учителем и пр.)

« Прожив» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребенок должен высвободить энергию для  познавательного, интеллектуального развития, которое происходит более продуктивно, если ребенок не устает от других детей, а общение с учителем не является для него отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе.

Традиционно выделяют  3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный , эмоциональный и социальный.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и их координации.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ- это ослабление непосредственных , импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – подразумевает потребность в общение со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, т.о. принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться в школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе:

1. Физическое здоровье.

2. Развитый интеллект.

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5.  Умение читать и считать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выберите 3 самых главных, на ваш взгляд, фактора.

Наша работа заключается, в том числе и в диагностике школьной зрелости детей. Мы в старшей группе диагностируем развитие познавательной сферы  детей, а в подготовительной группы  развитие познавательных  процессов, мелкой моторики.  Выявляем круг представлений об окружающем, умение общаться со сверстниками, статус ребенка в  группе, произвольность поведения. Для этого есть специально разработанные диагностические методики. Диагностика проводится 2 раза в год.  В  начале года, чтобы определить развитие ребенка и скорректировать его. В конце года, чтобы выявить степень готовности детей к школе.

Рекомендации в подготовке ребенка к школе.

Подавляющее число дошкольников в нашей стране посещают детский сад и родители рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей, однако не какое детское учреждение не может заменить семью. Поэтому перед родителями, дети которых идут в школу, стоит важная задача: помочь дошкольному учреждению в подготовке ребенка к следующему этапу обучения - школе.

Ребенок должен « уметь учиться» в группе, а не дома с мамой и папой, где выполняются все его желания, а в целом классе, где 30 человек и индивидуально каждому учитель не может уделить внимание в данный момент, он работает на класс, ориентируется на средних детей. А если ребенок развит, ниже среднего он постепенно начинает отставать, вот здесь и необходима помощь родителей, они должны быть заинтересованы в высоком развитии своего ребенка. Но не всегда родители знают, в каком направлении надо работать. Недостаточно научить ребенка считать и писать или заставить переписывать домашнюю работу несколько раз. Необходимо развивать внимание, память, мышление, восприятие ребенка, эмоциональную сферу, сферу общения, формировать правильное отношение к школе, к педагогу. Для формирования правильного отношения к учителю полезно проводить игры в школу.

При подготовке к школе очень важно, чтобы воспитатель, родители и психолог работали в единстве и дополняли друг друга. Как уже говорилось, психологи проводят диагностику и выявляют уровень развития детей. Если есть отставания,  дети берутся на коррекционные занятия. Родителям на индивидуальной консультации предоставляется информация об уровне развития детей и предлагаются коррекционные материалы ( игры, упражнения) для развития психических процессов детей.

  Хочу порекомендовать вам некоторые коррекционные игры для развития внимания, памяти, мышления.

Внимание : «Найди отличия», «Найди пару», «Барыня прислала сто рублей».

Мышление: «Что лишнее?», «День –ночь», «Опиши предмет», «Закончи предложение», « Я знаю пять имен», « Шашки», «Крестики- нолики».

Память: «Мама купила на рынке», « Заучивание стихотворений», « Игра в слова», « Пары слов», «Путаница».

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает:

- Радостное ожидание начала обучения в школе;

- Принятие позиции школьника;

- Умение общаться с взрослыми, сверстниками;

- Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими;

- Наличие запаса знаний об окружающем мире;

- Желание узнавать новое, любознательность;

- Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;

- Сформированность элементарных учебных навыков;

- Стремление преодолевать трудности обучения;

- Стремление к достижению результатов своей деятельности;

- Развитие образных представлений, памяти, мышления, внимание, речи;

- Способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением.

- Сформированность эмоциональных свойств личности: умение сочувствовать, сопереживать.

4 апреля 2023 в 13:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.