Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.Итогом пребывания ребенка в детском саду является его подготовка к обучению в школе. Что же такое школьная зрелость? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Часто считается, что к 6-7 годам этот вопрос решится сам собой, но родители бывают очень разочарованы, когда слышат от учителя или психолога, что их ребенок не готов к школе. Каждый ребенок индивидуален и к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит, что-то новое в психологический облик ребенка. Основным новообразованием дошкольного возраста – умение играть в игры и в игры с правилами. Важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть, иначе нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страх перед школой, учителем и пр.) « Прожив» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребенок должен высвободить энергию для познавательного, интеллектуального развития, которое происходит более продуктивно, если ребенок не устает от других детей, а общение с учителем не является для него отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе. Традиционно выделяют 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный , эмоциональный и социальный. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и их координации. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ- это ослабление непосредственных , импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – подразумевает потребность в общение со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, т.о. принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться в школе. Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе: 1. Физическое здоровье. 2. Развитый интеллект. 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4. Выносливость и работоспособность. 5. Умение читать и считать. 6. Аккуратность и дисциплинированность. 7. Хорошая память и внимание. 8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Выберите 3 самых главных, на ваш взгляд, фактора. Наша работа заключается, в том числе и в диагностике школьной зрелости детей. Мы в старшей группе диагностируем развитие познавательной сферы детей, а в подготовительной группы развитие познавательных процессов, мелкой моторики. Выявляем круг представлений об окружающем, умение общаться со сверстниками, статус ребенка в группе, произвольность поведения. Для этого есть специально разработанные диагностические методики. Диагностика проводится 2 раза в год. В начале года, чтобы определить развитие ребенка и скорректировать его. В конце года, чтобы выявить степень готовности детей к школе. Рекомендации в подготовке ребенка к школе. Подавляющее число дошкольников в нашей стране посещают детский сад и родители рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей, однако не какое детское учреждение не может заменить семью. Поэтому перед родителями, дети которых идут в школу, стоит важная задача: помочь дошкольному учреждению в подготовке ребенка к следующему этапу обучения - школе. Ребенок должен « уметь учиться» в группе, а не дома с мамой и папой, где выполняются все его желания, а в целом классе, где 30 человек и индивидуально каждому учитель не может уделить внимание в данный момент, он работает на класс, ориентируется на средних детей. А если ребенок развит, ниже среднего он постепенно начинает отставать, вот здесь и необходима помощь родителей, они должны быть заинтересованы в высоком развитии своего ребенка. Но не всегда родители знают, в каком направлении надо работать. Недостаточно научить ребенка считать и писать или заставить переписывать домашнюю работу несколько раз. Необходимо развивать внимание, память, мышление, восприятие ребенка, эмоциональную сферу, сферу общения, формировать правильное отношение к школе, к педагогу. Для формирования правильного отношения к учителю полезно проводить игры в школу. При подготовке к школе очень важно, чтобы воспитатель, родители и психолог работали в единстве и дополняли друг друга. Как уже говорилось, психологи проводят диагностику и выявляют уровень развития детей. Если есть отставания, дети берутся на коррекционные занятия. Родителям на индивидуальной консультации предоставляется информация об уровне развития детей и предлагаются коррекционные материалы ( игры, упражнения) для развития психических процессов детей. Хочу порекомендовать вам некоторые коррекционные игры для развития внимания, памяти, мышления. Внимание : «Найди отличия», «Найди пару», «Барыня прислала сто рублей». Мышление: «Что лишнее?», «День –ночь», «Опиши предмет», «Закончи предложение», « Я знаю пять имен», « Шашки», «Крестики- нолики». Память: «Мама купила на рынке», « Заучивание стихотворений», « Игра в слова», « Пары слов», «Путаница». Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает: - Радостное ожидание начала обучения в школе; - Принятие позиции школьника; - Умение общаться с взрослыми, сверстниками; - Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими; - Наличие запаса знаний об окружающем мире; - Желание узнавать новое, любознательность; - Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем; - Сформированность элементарных учебных навыков; - Стремление преодолевать трудности обучения; - Стремление к достижению результатов своей деятельности; - Развитие образных представлений, памяти, мышления, внимание, речи; - Способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением. - Сформированность эмоциональных свойств личности: умение сочувствовать, сопереживать. 4 апреля 2023 в 13:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.