Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.Что же такое арт-терапия? Это сравнительно новое направление, которое постепенно набирает все больше популярности в психологии, в социальной работе. Суть данной терапии состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий стресса, в выявлении психологических и личностных проблем. Цели индивидуальной и групповой арт-терапии заключаются в самовыражении и познании себя через символы в творчестве. К целям арт-терапии относится также самореализация, гармонизация личностного развития детей и взрослых. Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод мандалы. Мандала – это, как правило, это круг, имеющий выраженный центр. Мандала — это не просто красивый замысловатый рисунок. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку. Мандала — это ценный инструмент для развития положительных качеств человека, его силы и энергетики. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия — это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции. Мандалы очень полезны, как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным. В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии, используя различные виды мандалатерапии: Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Предлагаем вам внимательно разглядеть картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Цель работы при закрашивании мандалы: развитие творческих способностей развитие произвольности поведения, коррекция эмоционального состояния диагностика актуального настроения (раскрашивание белого круга) развитие воображения снятие внутреннего напряжения, релаксация развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков воспитание аккуратности активизация бессознательного.Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д. Направления работы с мандалами: — предлагается раскрашивание мандал-раскрасок; — создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности. Существуют правила работы при использовании мандалы: 1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению). 2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму. 3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала. 4. Практикуется использование музыкального сопровождения. 5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. 6. Педагог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. 7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы. 8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы). Время работы с одной мандалой 20 минут. Если ребёнок не успел на одном занятии закончить мандалу, то он это делает на следующем занятии. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с ярко выраженной двигательной активностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново. 23 мая 2023 в 13:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.