Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
Мастер-класс для воспитателейТема: «Формирование социальной компетентности у детей посредством игровой деятельности» Цель - представление опыта работы по формированию социальной компетентности у детей посредством игровой деятельности. Задачи: 1.Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков. 2.Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие старших дошкольников. Инновация – использование в работе педагога эффективных техник арт –терапии и метода ассоциаций (МАК). Участники: педагоги – воспитатели. Оборудовние – презентация к мастер-классу, цветные карандаши, альбомные листы, набор парных варежек для раскрашивания, мягкая игрушка сердце, МАК «Эмоции». Ход мастер-класса 1. Установление контакта. Создание положительного настроя. Упражнение «Приветствие» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и мне бы хотелось, чтобы вы улыбнулись и, немного расслабились. Для этого я предлагаю вам создать круг добра (круг – самая гармоничная фигура). И начнем мы наш мастер-класс с игрового упражнения «Комплименты»- мы будем говорить друг другу добрые пожелания или комплименты, передавая сердечко, это значит, что все ваши пожелания искренние, от души. Передавайте его по кругу с добрыми пожеланиями. - Я вижу, что у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь! И мне хотелось бы начать с актуальности данного направления. Во все времена педагогам и родителям приходится решать одну очень важную дилемму. Как подготовить ребенка к жизни в обществе взрослых со всеми его противоречиями и проблемами, как защитить ребенка от негативных влияний этого общества? Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных и региональных комплексных и парциальных программ. Чтобы быть успешными в современном обществе с его демократическими тенденциями развития, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство – уникальный период в жизни каждого человека, во время которого происходит развитие и формирование личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Это и обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том, что каждый ребенок не только постоянно подвергается воздействию окружающей среды, но и сам выстраивает отношения с людьми и социумом. Основным из средств социализации ребенка выступает нравственное воспитание. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Что же включает в себя понятие социальной компетентности? Социальная компетентность дошкольника – качество личности, формируемое в процессе социализациина основе активного творческого освоения социальных отношений. Она характеризует ребенка как субъекта общественных межличностных отношений, способного следовать собственным внутренним целям и желаниям на основе присвоенных ценностных ориентаций общества. Современные дети, да и их родители все больше уходят в виртуальный мир общения. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации. На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. Подобные ситуации в дошкольном возрасте накладывают большой отпечаток на психику ребенка и формирование личности в целом. Несформированная в дошкольном возрасте социализация ведет к низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Ключевой характеристикой социально компетентного ребенка является не столько способность к адаптации и коммуникации, сколько, в первую очередь, способность быть субъектом общественных межличностных отношений. Я хочу представить вам модель формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. Выделяют различные структурные элементы социальной компетентности. В данной моделе выделены когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Зарождающиеся в дошкольном возрасте процессы (самопознание, самоопределение, прогнозирование, самореализация, саморегуляция) получают развитие в таких установках как «узнаем себя», «выбираем», «проявляем себя», «действуем совместно». Результатом таких установок и действий являются качества, чрезвычайно важные для проявления социальной компетентности: инициативность, креативность, произвольность, самоосознание, ответственность, самостоятельность. Социальная компетентность ребенка развивается как стихийно, так и под целенаправленным воздействием социальной среды, в частности, педагогическим воздействием. В этой связи необходимо определить задачи формирования социальной компетентности детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи формирования когнитивного компонента социальной компетентности: Расширять представления о нормах поведения в обществе. Продолжать формировать представления о конструктивных способах решения конфликтных ситуаций. Знакомить со способами управления и регуляции настроения. Закреплять представления о правилах взаимодействия. Формировать представления об эмоциональных состояниях человека. Расширять представления о причинах поступков товарищей. Углублять понимание сущности понятий «хорошо-плохо». Формировать представления о «чтении» эмоциональных состояний по лицам, жестам, пантомимике. Продолжать формировать представления о собственном эмоциональном состоянии. Задачи формирования эмоционально-мотивационного компонента социальной компетентности: Воспитывать привычку откликаться на эмоциональные состояния других. Продолжать формировать стремление оказывать помощь другим людям. Стимулировать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам. Поощрять эмоциональное переживание нарушения социальных норм. Стимулировать к дружелюбному отношению к детям разных национальностей. Формировать ответственность за общий результат работы. Продолжать формировать интерес к справедливому распределению обязанностей между собой. Поощрять к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному побуждению. Стимулировать к контролю своего поведения, сдерживанию эмоций. Поощрять стремление поступать честно по отношению к другим. Формировать потребность в соблюдении норм поведения. Поощрять уважительное отношение к соблюдению требований взрослых. Продолжать развивать потребность уважительно относиться к пожилым людям, проявляет сочувствие к ним. Задачи формирования поведенческого компонента социальной компетентности: Продолжать обучать практическим навыкам снятия напряжения. Стимулировать к овладению конструктивными способами решения конфликтных ситуаций. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Совершенствовать умения выражать собственные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, слов, рисунка. Продолжать развивать умение оказывать товарищу помощь. Развивать способность справедливо распределять обязанности между детьми. Формировать умение отвечать вместе за общий результат работы. Продолжать обучать выполнению правил и норм конструктивного взаимодействия. Развивать умения совместно планировать и организовывать деятельность. 2. Роль игры в жизни дошкольника. Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра, она - самый эффективный и доступный способ формирования социальной компетентности. Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром. Наиболее широкими возможностями для работы в этом направлении обладает ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок осознает и конкретизирует свой страх. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций. Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится выступать на утренниках перед большой аудиторией, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь», приемы саморегуляции: поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их). В работе с детьми также эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу. Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую – ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого. Активное использование детьми игр способствует наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры драматизации, игры с правилами. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь. Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. Таким образом, игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения. А сейчас я вам предлагаю поиграть. Давайте познакомимся с играми, которые помогут настроиться на доброжелательное отношение друг к другу, создадут хороший эмоциональный настрой, формируют коммуникативные навыки, развивают умение поддержать, снимают эмоциональное напряжение и повышают самооценку. Игра «Добрые волшебники» - и сейчас я предлагаю вам стать добрыми волшебниками. Педагоги становятся в круг. Ведущий рассказывает сказку: «В одной стране жил злой волшебник – грубиян. Он мог заколдовать вас, назвав нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте расколдуем каждого. (называют друг друга ласковыми добрыми именами). Игра «Дотронься до …». Давайте рассмотрим друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде нужный цвет и дотронуться до этого предмета. Цвет меняется, воспитатель следит за тем, чтобы дотрагивались до каждого участника. Игра-активатор «Друг к дружке» способствует эмоциональной разгрузке. Во время игры все нужно делать очень быстро. Выберите себе партнера и пожмите ему руку, я вам буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» (попрощаться) друг с другом. А когда я произнесу команду «Друг к дружке!», вы будите должны поменять партнера. - Правая рука к правой руке!
Упражнение Каляки-маляки Цель: расслабление и развитие творческого потенциала, Требуемый реквизит: бумага. карандаши или фломастеры. Инструкция: Раздайте каждому лист для рисования. Затем каждый человек берет себе один любой фломастер или карандаш. Попросите всех закрыть глаза, засеките 1–2 минуты. В этот момент все начинают рисовать хаотичные линии и фигуры на своем листе. Когда время истекло, участники открывают глаза и разглядывают свои каракули. Дайте присутствующим еще 7–10 минут. Это время необходимо, чтобы увидеть в своих рисунках какие-то предметы или фигуры и дорисовать их (можно использовать карандаши любых цветов). Как повысить самооценку ребенка. Упражнение «Солнышко»
Занятие -игра с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Рукавички» Цель – выявить уровень сформированности коммуникативных навыков детей старшей группы. Оборудование: - вырезанные из бумаги варежки с различными орнаментами из геометрических фигур; цветные карандаши Ход занятия: - Я предлагаю вам поиграть. Мы с вами будем играть с варежками! Посмотрите, на столе разложены разные варежки. Выберите себе 1 варежку. А теперь вам задание – найдите пару своей варежке. (Под музыку дети бегают врассыпную по группе. По сигналу воспитателя "Раз, два, три- пару найди" дети находят ребенка, у которого варежка совпадает с его варежкой по узору.) - Молодцы! Но посмотрите, наши варежки белые, бесцветные. Я предлагаю вам раскрасить варежки так, чтобы они стали яркими, красивыми, и их захотелось одеть и носить с удовольствием. Дети рассаживаются парами, у каждого по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара детей получает одинаковые наборы цветных карандашей и приступают к работе. По окончании работы, пары рукавичек располагаются на доске для наглядности. Ребятам предлагается выбрать : - самые красивые варежки, - самые непохожие, - самые аккуратно раскрашенные и объяснить свой выбор. Анализ полученных результатов: У детей группы отмечается высокий уровень развития коммуникативных умений– рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Высокая продуктивность совместной деятельности (оценивается по степени сходства узоров на рукавичках); умение детей договариваться, приходить к общему решению, умениеубеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом).Сейчас одним из эффективных методов работы психолога являются МАК. Метафорические ассоциативные карты — это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание. Это своеобразный мостик, который соединяет наше подсознание с реальной действительностью. Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Использование метафорических ассоциативных карт приобретает всё большую популярность среди психологов в работе с детьми. Детям очень часто не хватает слов, чтобы описать свои чувства, события в их в жизни, а яркие, красочные карточки вызывают у них большой интерес, и они с удовольствием их рассматривают, рассказывают о том, что видят на картинке, находят в своём опыте подобные ситуации, чувства. Особенности использования МАК с детьми: -Применять метафорические карты можно, начиная с 5 лет, когда ребёнок может рассказать то, что он видит на карте. - Не стоит использовать сразу всю колоду карт. Лучше часть карт убрать. Самое оптимальное количество карт — это двадцать. И я тоже хочу сегодня предложить вам игру с МАКартами. Игра « Все - равно ты молодец!» Цель: познание себя, познание других, развитие эмпатических способностей, смооценки, учить понимать чувства и переживания других людей, создание атмосферы доверия, и на базе всего этого – сплочение группы.
Рефлексия Вопросы для рефлексии: 1. Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? 2. Что понравилось вам больше всего? 3. Над чем еще надо поработать? 4. Что запомнилось? 5. Какие игры возьмете на заметку? 6. Ваши пожелания. Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов! 12 июня 2023 в 17:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.