Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
Эмоциональное благополучие и благоприятный психологический климатПсихологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как: •«эмоциональное самочувствие», •«эмоциональное благополучие», •«внутренний душевный комфорт». Оценивание психического состояния детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются: · общая эмоциональная атмосфера; · преобладающее настроение; · уровень активности детей. Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника. Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия. Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада · быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр); • наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме; • наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»; • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться; • разумная занятость детей, в течении всего дня; • применение физминуток во время организованной образовательной деятельности; • применение музыкотерапии «Минутки музыки» • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день; • проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания; • демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза; • соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». (И. Сеченов) Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются: · хорошее настроение детей в течение всего дня; · свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении; · доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; · способность детей занять себя интересным делом; · отсутствие детей-аутсайдеров; · возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться; · отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; · информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного; · высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников; · желание участвовать в коллективной деятельности; · удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников. Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе. Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления: · необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, · поощрять активность, инициативу, креативность; · находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела; · формировать традиции группы; · создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка; · привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива; · поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; · не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; · создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно - положительных отношений между детьми и воспитателем; · развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; · развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение. Психологическая устойчивость педагога как фактор обеспечения безопасной среды в образовательном учреждении Многие исследователи определяют безопасность как состояние защищенности. Котик М. А. под защищенностью человека от опасностей профессиональной деятельности понимает способность человека не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения – успешно противодействовать им. Дмитриевский В. А. указывает на то, что процесс исследования психологической безопасности в учебных учреждениях во многом зависит от принятых основополагающих понятий, таких как «психотравмирующая ситуация», «педагогическое общение», «затруднения в педагогическом общении (в деятельности)». Психотравмирующими ситуациями он называет Психологические проблемы безопасности в образовании те ситуации, в которых человек, участвующий в событиях, испытывает или может испытывать ущерб в виде психических травм, понижения авторитета, престижа, неприятных эмоциональных переживаний и т.п . Одним из важных факторов обеспечения безопасности в образовательной среде, с нашей точки зрения, является формирование психологической устойчивости у участников образовательного пространства. Обращаясь к определению понятия, психологическая устойчивость, следует отметить, что при всем многообразии подходов к его определению – речь идет о способности индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности. Обладать психологической устойчивостью в профессиональной деятельности – это значит, в условиях такой деятельности уметь быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание. В качестве показателей психологической устойчивости деятельности педагога выделяют: · уверенность в себе как педагоге; · отсутствие страха перед детьми; · умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль); · отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности; · наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости); удовлетворенность деятельностью; · нормальная утомляемость. Основная работа по формированию психологической устойчивости в образовательной системе строится на основе проведения тренингов, направленных на развитие стрессоустойчивого поведения педагогов образовательных учреждений. 12 июня 2023 в 17:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.