Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Эмоциональное благополучие и благоприятный психологический климат

Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как:

 •«эмоциональное самочувствие»,

•«эмоциональное благополучие»,

 •«внутренний душевный комфорт».

 Оценивание психического состояния детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются:

 · общая эмоциональная атмосфера;

 · преобладающее настроение;

 · уровень активности детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника. Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность.

 Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

 Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада

· быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);

• наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;

• наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»;

 • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

• разумная занятость детей, в течении всего дня;

• применение физминуток во время организованной образовательной деятельности;

• применение музыкотерапии «Минутки музыки»

 • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;

• проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;

• демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;

• соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». (И. Сеченов)

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

· хорошее настроение детей в течение всего дня;

· свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

· доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

· способность детей занять себя интересным делом;

· отсутствие детей-аутсайдеров;

 · возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;

· отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

· информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;

· высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;

 · желание участвовать в коллективной деятельности;

· удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

 Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.

Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления:

· необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач,

· поощрять активность, инициативу, креативность;

· находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;

· формировать традиции группы;

· создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;

· привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива;

· поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;

· не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

· создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно - положительных отношений между детьми и воспитателем;

· развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

· развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Психологическая устойчивость педагога как фактор обеспечения безопасной среды в образовательном учреждении

 Многие исследователи определяют безопасность как состояние защищенности. Котик М. А. под защищенностью человека от опасностей профессиональной деятельности понимает способность человека не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения – успешно противодействовать им. Дмитриевский В. А. указывает на то, что процесс исследования психологической безопасности в учебных учреждениях во многом зависит от принятых основополагающих понятий, таких как «психотравмирующая ситуация», «педагогическое общение», «затруднения в педагогическом общении (в деятельности)».

Психотравмирующими ситуациями он называет Психологические проблемы безопасности в образовании те ситуации, в которых человек, участвующий в событиях, испытывает или может испытывать ущерб в виде психических травм, понижения авторитета, престижа, неприятных эмоциональных переживаний и т.п . Одним из важных факторов обеспечения безопасности в образовательной среде, с нашей точки зрения, является формирование психологической устойчивости у участников образовательного пространства.

Обращаясь к определению понятия, психологическая устойчивость, следует отметить, что при всем многообразии подходов к его определению – речь идет о способности индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности. Обладать психологической устойчивостью в профессиональной деятельности – это значит, в условиях такой деятельности уметь быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание.

В качестве показателей психологической устойчивости деятельности педагога выделяют:

· уверенность в себе как педагоге;

 · отсутствие страха перед детьми;

· умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);

· отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;

· наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости); удовлетворенность деятельностью;

 · нормальная утомляемость. Основная работа по формированию психологической устойчивости в образовательной системе строится на основе проведения тренингов, направленных на развитие стрессоустойчивого поведения педагогов образовательных учреждений.

12 июня 2023 в 17:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.