Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Агрессия в поведении детей

Агрессия

Агрессия — поведение с целью причинить вред другим людям.

К тому времени, когда дети достаточно подрастают, чтобы иг­рать друг с другом, они уже проявляют агрессию. Среди малышей и дошкольников агрессивное поведение — это обычно толчки, пин­ки, укусы или попытки отнять игрушки у другого ребенка.

Самая распространенная форма агрессии — хулиганство, когда агрессия не спровоцирована и ее единственная цель — задеть друго­го ребенка. Ребенок без всякой причины толкает другого малыша или обзывает его. Встречается также инструментальная агрессия — ребенок использует ее для достижения определенной цели (первым скатиться с горки, завладеть игрушкой). При реактивной агрессии поведение одного ребенка вызывает агрессию у другого. К реактив­ной агрессий можно отнести случаи, когда ребенок, проигравший в игре, ударяет выигравшего, или не выбранный на главную роль затевает драку с получившим ее.

Давайте обсудим: кто из детей в Вашей группе наиболее агресси­вен? Как проявляется агрессия? Как Вам удается «погасить» ее? Как Вы думаете, в чем причины агрессии?

Исследования показывают, что родители и близкие родственни­ки играют ведущую роль в культивировании агрессивного поведе­ния у детей. Многие родители и старшие братья и сестры, напри­мер, используют физические наказания и угрозы, чтобы остано­вить агрессивное поведение. Несмотря на то, что такой метод и приводит к мгновенному эффекту, само физическое наказание Слу­жит моделью, наглядно демонстрирующей: физическая сила «сра­батывает» как средство управления другими детьми. Давайте обсу­дим, можем ли мы сказать, что причиной агрессии детей в Ваших группах является поведение родителей? Что рассказывают дети о своих семьях?

Одной из причин агрессии психологи считают просмотр теле­визора. Конечно, трудно отследить, какие фильмы и передачи смотрят дети дома, но мы можем посоветовать родителям отбирать, дозиро­вать и анализировать то, что смотрят их дети.

Психологи рекомендуют проводить тренинги на социальное пове­дение. Тренинг для детей проводят в игровой ф9рме. Инсценировка сказок и песенок помогает детям научиться лучше общаться друг с другом. Какие сказки Вы можете предложить для инсценировки?

Например, в сказке «Колобок» ребенок должен сыграть две роли: колобка и лисы. Для детей 3—4 лет хорошо подходят сказки в стихах С.Я. Маршака и К.И. Чуковского. Для детей 4—5 лет стоит выбирать короткие сказки и рассказы, например, отрывки из произведений Н. Носова, А. Линдгрен. Для детей 5—6 лет следует выбирать юмористичес­кие рассказы, стихи, песни, например, рассказы Д. Биссета, Д. Родари.

Тренинг может включать следующие упражнения:

1)  «Поделись» — предложить ребенку поделиться апельсином (поделить на дольки), игрушкой, местом на качелях; понаблюдать, с кем охотнее всего он делится;

2)  «Пожалей» — предложить детям пожалеть ребенка, если он ударился, скучает по маме, у него отобрали игрушку;

3)  «Рассмеши» — выбрать «царевну Несмеяну», каждый из де­тей должен постараться рассмешить этого ребенка;

4)  «Защити» — защити друга, если на него нападает сказочное чудовище, защити от дождя, снега.

Какие упражнения Вы можете предложить?

Агрессию хорошо снижают музыка Вивальди, Бетховена, звуки природы, голоса птиц. Сейчас в продаже имеется большой выбор кассет, которые Вы можете слушать в группе.

Занятия с глиной, песком, пластилином также снижают напря­жение и агрессию.

30 сентября 2023 в 22:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.