Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
КАК СБРОСИТЬ УСТАЛОСТЬРелаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг для старших дошкольников Состояние дошкольника во многом зависит от ритма его жизни, который в детском саду задается режимом дня. Практика показывает, что детям дошкольного возраста просто необходимы небольшие паузы, чтобы снять психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности. Поэтому появилась необходимость подобрать для работы с детьми именно релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг, которые помогут дошкольникам почувствовать «энергию паузы». Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями детей, составлено перспективное планирование организации и проведения игр и упражнений (по 4 игры в месяц). Каждое упражнение или игра проигрывается 2–3 раза в неделю. Данная разработка предлагается воспитателям старших и подготовительных групп детского дошкольного учреждения для закрепления полученных детьми на коррекционно-развивающих занятиях навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения у детей, относящихся к «группе риска» (тревожных, агрессивных и др.). Могут быть использованы и в работе со всеми воспитанниками в данных возрастных группах с целью охраны психического здоровья. «Энергию паузы» воспитатели могут использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или с повышенными физическими нагрузками, при укладывании детей во время дневного сна в детском саду и т.д. При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение. Дополнительные материалы, необходимые при проведении игр и упражнений, даны в примечании. Занятия с детьми 5–6 лет СЕНТЯБРЬ 1. Все спят Воспитатель входит в комнату и видит… На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный стоит, Тот, не двигаясь, идет, Тот, стоит раскрывши рот. В.А. Жуковский Воспитатель подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тихонько тормоша, но все бесполезно, дети не просыпаются. 2. Сбрось усталость Воспитатель предлагает детям встать, расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть рот. Ведущий. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас встряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, но у вас чуть-чуть осталось, повторим еще. 3. Насос Ведущий. Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите. Спасибо. Напоить их водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги слегка расставьте, ступни прижмите к полу. Руки слегка согните в локтях, ладони положите на ноги под животом. Глаза закройте. Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос. Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается. Набрал насос воду, а теперь выливаем воду — выдыхаем через рот. Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, живот выпячивается. Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос. Поднимаем плечи. Тянемся вверх, живот втягиваем. Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно. Опускаются плечи. Выпячивается живот. Молодцы! (Повторяется еще 2–3 раза.) Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки. Молодцы! 4. Двигательная регуляция Воспитатель предлагает детям научиться управлять своим телом. Дети ложатся на пол, под релаксационную музыку сначала напрягают и расслабляют свое тело, затем напрягают только руки, затем только ноги. Дети напрягают и расслабляют только правую сторону, затем только левую. ОКТЯБРЬ 1. Море Исходное положение — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с воспитателем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями. На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны: руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины(совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершают по очереди волнообразные движения руками). За ними плывут и дельфинята(руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди(выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются(вращение рук в лучезапястных суставах). 2. Гора с плеч Ведущий. Вы очень устали, вам хочется отдохнуть, но надо еще сделать многое. Сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Давайте сделаем это упражнение 5–6 раз, и вам сразу станет легче. 3. Водопад Ведущий. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой. Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день. 4. Жемчужина Ведущий. Сегодня мы поиграем в ловцов жемчуга. Жемчужина живет в раковинке. Раковинка — это ваш кулачок. А жемчужинами будут вот эти бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужину, которую вы крепко зажмете в кулачке. Но раковинка не хочет расставаться с жемчужиной и не дает ловцу жемчуга разжать кулачок. Все понятно? А теперь сядьте друг против друга. Одни будут раковинками, а другие — ловцами жемчуга. Раковинки кладут руки на стол до локтя ладошкой вверх. Я кладу в нее жемчужину, и створка раковинки закрывается. По сигналу гонга ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину. Надо делать так, чтобы товарищу не было больно. Когда прозвучит второй сигнал, нужно прекратить доставать жемчужину. Приготовились! (Гонг. За 30 секунд дети пытаются разжать кулачок товарища. Гонг.) Закончили. • Кому удалось достать жемчужину? • А теперь поменяемся местами. (Гонг. 30 секунд. Гонг.) • Кому удалось достать жемчужину? • Скажите, дети, а что было труднее — доставать или удерживать жемчужину?
НОЯБРЬ 1. Тропический остров Ведущий. Сядьте удобно. Можете закрыть глаза. Представьте, что вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Там есть еще звери, птицы и цветы. Какие звуки слышите? Какие запахи чувствуете? Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Какое оно? Какая погода на острове? Как себя чувствуете там? Захватите это чувство с собой, возвращаясь назад в нашу группу. Теперь можно представлять этот остров, когда захотите. Отправляйтесь в свой собственный райский уголок в любое время. 2. На солнышке загораем Ведущий. Выглянуло солнышко. Подставьте солнышку подбородок — слегка разожмите губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из вас на язык — крепко закройте рот. Жучок улетел — слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигайте губами. Нос загорает — подставьте нос под солнечные лучи, рот приоткройте. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабьте мышцы рта и носа. Снова прилетела бабочка, покачаемся на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабьте мышцы лица. Глубоко вздохните, потянитесь. А теперь вернемся в нашу группу. 3. Волшебная прогулка Материалы: карточки, расчерченные на 8 клеточек, цветные карандаши, фломастеры, мягкая игрушка-котенок. Ведущий. Усаживайтесь поудобнее (поза лотоса). Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими готовками. Вы идете по тропинке сада и выходите на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите, как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась. А теперь возьмите карточку и в ее клеточках нарисуйте то, что вы видели в своем путешествии. Подсчитайте, сколько клеточек вы зарисовали. Спасибо! На этом наше путешествие закончилось. А котенок-облачко останется жить с нами. 4. Сон на берегу моря Дети слушают шум моря (аудиозапись). Воспитатель говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали днем (закрепление полученных положительных впечатлений и навыков). Пауза. Воспитатель сообщает, по какому сигналу детям проснуться (по счету, когда заиграет дудочка, и т.д.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают.
ДЕКАБРЬ 1. Волшебный сон Дети ложатся на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Ведущий. Сейчас, когда я начну читать стихи, заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» А теперь внимание… Волшебный сон. Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем…(2 раза) Сном волшебным засыпаем… Дышится легко…ровно…глубоко… Наши ручки отдыхают… Ноги тоже отдыхают… Отдыхают… засыпают…(2 раза) Шея не напряжена и расслаблена она… Губы чуть приоткрываются… Всё чудесно расслабляется…(2 раза) Дышится легко… ровно… глубоко… Напряженье улетело… И расслаблено все тело…(2 раза) Греет солнышко сейчас… Руки теплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги теплые у нас… Дышится легко… ровно… глубоко… Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется…(2 раза) Нам понятно, что такое — состояние покоя…(2 раза) Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий. Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! 2. Сломанная кукла Ведущий. Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. С ней не хотят играть. Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас соберите и укрепите веревочки — медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко — и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё, куклу починили вы сами, теперь она красивая, с ней хотят играть! 3. Рыбки Ведущий. Представьте себе, что вы — разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне… Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день! 4. Веселая зарядка Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стульчиках. Ведущий. Тело устает за день, и ему нужен отдых — сон. Спящий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор (воспитатель включает аудиозапись бодрой энергичной музыки). Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы — проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а теперь задние лапки. Давайте изобразим божьих коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней помощи? Вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Мы стали такими легкими, что, кажется, еще чуть-чуть — и полетим. Чтобы подрасти, потянемся вверх, как жирафы. Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем, как кенгуру. Сейчас будем изображать маятник. Покачаемся из стороны в сторону. А ну-ка, запустим самолет. Крутим пропеллер изо всех сил. Мы получили заряд бодрости на весь день. Молодцы!
ЯНВАРЬ 1. Пылесос и пылинки Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед — вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит. 2. Травинка на ветру Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Ведущий. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение и потянуться вверх). 3. Драка Ведущий. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение? 4. Волшебная палочка Ведущий. Вы хотите стать волшебниками? А с помощью чего волшебник делает чудеса? Правильно! С помощью заклинания и волшебной палочки. Какое мы знаем заклинание? (Крибле, крабле, бумс и т.п.) А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо. Не верите? Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком, красавицей или грибком. Придумали? Превращайте меня. (Ведущий движениями, пантомимой изображает названный предмет.) Получилось? А теперь я попробую превращать вас в разные предметы. С кого начать? Ведущий по очереди дотрагивается до детей палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ. А кто сам хочет стать волшебником? Дети по очереди выполняют роль ведущего. Касаются палочкой игроков и называют предмет или образ. Игроки пантомимой стараются изобразить предмет. Ведущий. Спасибо. Все вы отличные волшебники!
ФЕВРАЛЬ 1. Игра с песком Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Повторить игру с песком 2–3 раза. 2. Игра с муравьем На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз — в стороны, ноги расслабляются и отдыхают. Повторить игру 2–3 раза. 3. Солнышко и тучка Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2–3 раза. 4. Лицо загорает Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к воспитателю. МАРТ 1. Солнышко Ведущий. Солнышко, солнышко, в небе свети! (Потянуться руками вверх.) Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперед ладонями вверх.) Ручки мы вложим в ладошки твои. (Ладошку положить на ладошку.) Нас покружи, оторвав от земли. (Покружиться.) Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (Пошагать на месте.) Там мы все вместе встанем в кружок. (Шагаем на месте.) С песнями будем водить хоровод. (Идем по кругу.) Хлопают радостно наши ладошки. (Хлопаем.) Быстро шагают резвые ножки. (Шагаем быстрыми шагами на месте.) Солнышко скрылось, ушло на покой. (Сесть на ковер, на стульчики.) Мы же на место сядем с тобой. (Полностью расслабиться.) 2. Любопытная Варвара Ведущий. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза. Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, А расслаблена. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена. Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена. 3. Морщинки Ведущий. Несколько раз вдохните и выдохните. Широко улыбнитесь (можно своему отражению в зеркале). Наморщите лицо, начиная со лба, брови, нос, щеки. Поднимите и опустите плечи. Расслабьте мышцы лица. Если чувствуете напряжение, скажите себе «Спокойно» и успокойтесь. Расслабьте мышцы шеи и плеч. 4. Цветок Ведущий. Сядьте на корточки. Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову влево-вправо. А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами. АПРЕЛЬ 1. Марионетка Ведущий. Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам — так называют актеров кукольного театра. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, подвигайтесь так. Ваше тело стало деревянное. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Мышцы расслабляются. Напряжение уходит. Можно помассировать одной рукой другую, затем кончиками пальцев погладить лицо. 2. Фея сна Дети сидят на ковре на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — фея сна (если мальчик, то волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка). 3. Скала Ведущий. Встаньте прямо, поставьте ступни ног параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Голова, шея, плечи — выпрямлены, но не напряжены. Покачивайтесь с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу. Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя плотными и неподвижными, как скала. Я подойду к каждому из вас и постараюсь слегка толкнуть в плечо. Напрягитесь, сопротивляясь толчку. Расслабьтесь и пройдитесь. Вы чувствуете уверенность в своих силах, большую устойчивость. 4. Шарик Ведущий. Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный. Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем (выдох). Дышится легко… ровно… глубоко… МАЙ 1. Факиры Дети садятся на ковер, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди), глаза закрыты. Пока звучит тихая, спокойная музыка, факиры отдыхают. 2. Летняя ночь Ведущий. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным…. Дышим легко… ровно… глубоко… (2 раза) Ласковый ветерок обдувает ваше тело свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко… ровно… глубоко… Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии… Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день. 3. Жираф Ведущий. Сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.) Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.) Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.) Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.) Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.) Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей. 4. Полет на космическом корабле Ведущий. Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш космический корабль. Садитесь в кресла поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Корабль стартует. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите, сколько можно. Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили. Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети вместе с ведущим изображают полет в невесомости). Наконец наш корабль прилунился. Мы устали от полета. Давайте отдохнем. Спокойно посидели в кресле в позе кучера (гонг). А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость? В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах тела вы ощущали легкость? Вы — отличные космонавты! Дополнительные упражнения. Можно использовать при работе с детьми упражнения на релаксацию с целью снятия мышечного напряжения, такие как: «Ноги», «Живот», «Спина», «Грудная клетка», «Руки», «Ниже пояса», «Шея», «Лоб», «Глаза», «Нос», «Улыбка», «Язык», «Челюсти», «Губы» 1 октября 2023 в 13:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.