Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

КАК СБРОСИТЬ УСТАЛОСТЬ . Занятия с детьми 6–7 лет

СЕНТЯБРЬ

1. Напряжение и расслабление

Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, подбородок прижимают к коленям, руками обнимают колени — напряжение. Расслабление — свободная поза.

После проделанных упражнений дети обсуждают, что они чувствовали, каковы их ощущения. Например, при напряжении: «Я понял, что, если сжаться, мне неприятно, я ощущаю себя маленьким». При расслаблении: «Я понял, что, если расслабиться, мне становится приятно, тепло, у меня хорошее настроение».

2. Комплекс «На берегу моря»

• Игра с песком

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).

Повторить игру с песком 2–3 раза.

• Игра с муравьем

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки вниз — в стороны. Ноги расслабляются и отдыхают.

Повторить игру 2–3 раза.

• Солнышко и тучка

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, потому что разморило на солнце.

Повторить 2–3 раза.

• Лицо загорает

Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к воспитателю.

3. Сон у моря

Звучит музыка. Дети слушают шум моря. Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, чем они сегодня занимались (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. По сигналу дети просыпаются.

4. Насос и мяч

Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания «мяча», он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем игроки меняются ролями.

 

ОКТЯБРЬ

1. Смешинка

Ведущий. Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам — и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Просто смешно, и все тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся. Смеемся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горло (гонг). Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята. А кто смеялся громче и больше всех?

2. Путешествие на облаке

Ведущий. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

Постарайтесь медленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд.)

Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало.… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе.

Потянитесь, выпрямитесь, и вы снова будете добрыми и внимательными.

3. Игра-танец

Все участники становятся в круг. Под спокойную музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, а остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

4. На море

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откроем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

НОЯБРЬ

1. Тихое озеро

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь откроем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

2. Мышечная релаксация

Ведущий. Примите исходное положение. Сожмите руки в кулаки как можно сильнее. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.

Напрягите мышцы ног, включая пальцы, затем икры, колени, бедра, всю ногу. Расслабьте. Потрясите и пошевелите пальцами.

Напрягите туловище — начните с плеч, затем перейдите к груди и животу. Расслабьте живот, потом грудь. Несколько раз глубоко вдохните животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабьте поясницу.

Наморщите лоб, плотно закройте глаза. Затем откройте. Наморщите нос ненадолго. Сожмите и разожмите зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица.

Расслабьтесь и запомните это ощущение.

3. Порхание бабочки

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях.

4. Мгновенная релаксация

Ведущий. Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут. Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку.

ДЕКАБРЬ

1. Полет высоко в небе

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое и голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает ими. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь представьте, что вы, медленно взмахивая крыльями, приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшим, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

2. Ковер-самолет

Исходная позиция — лежа на спине.

Ведущий. Мы ложимся на ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно нас обдувает, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

3. Путешествие в волшебный лес

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.

2. Самолет

Ведущий. Займите позицию готовности, как самолет перед взлетом. Стойте прямо и разведите руки в стороны. Может у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется и набирает высоту.

Вы летите! Что там сверху, внизу? Что вы слышите? Какие там запахи?

Что вы чувствуете над облаками? Запомните это. Вы летите вниз и приземляетесь. В следующий раз, когда будете испытывать неприятные эмоции или страх, представьте, что взлетаете над облаками. Вперед и вверх.

ЯНВАРЬ

1. Плывем в облаках

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Теплый, тихий день, вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбнитесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

2. Мороженое

Ведущий. Я знаю, что все вы любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр...

Но вот пришел добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются.

Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла».

Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.

А теперь потянитесь вперед плечиками, откройте глаза! Возьмите карточку, на которой нарисован человечек. Это вы. Красным фломастером отметьте, где вы первый раз почувствовали тепло. Возьмите другую карточку. И отметьте, где больше всего чувствуете тепло сейчас. Спасибо! Вы молодцы! Из вас получилось отличное мороженое.

3. Музыкальная шкатулка

Материалы: магнитофон; кассета с записью спокойной классической музыки (например, В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»).

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках). Ведущий предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих впечатлениях и представлениях.

4. Передвижные картинки

Ведущий. Сядьте удобно. Сделайте несколько вдохов и выдохов… Расслабьте лицо, шею, плечи…. Представьте место, которое больше всего вам нравится…. Представьте все детали этого места. Улыбнитесь.

ФЕВРАЛЬ

1. Маленький скульптор

Ребенок изображает скульптора, остальные дети — глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок-глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку-глине. В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.

2. Тух-тиби-дух

Ведущий. Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее.

Вы становитесь в круг, я — в центр круга. Вы идете по часовой стрелке, я — против часовой стрелки. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» — все останавливаются. Я сердито-пресердито говорю тому, перед кем остановилась, глядя прямо в глаза, волшебное слово: «Тух-тиби-дух».

Затем я поменяюсь местами с тем, напротив кого остановлюсь, и игра продолжается.

В этой игре заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слова «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

3. Огонь и лед

Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. Шалуны

Воспитатель предлагает детям по сигналу пошалить: бегать, прыгать и т.д. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

МАРТ

1. Снеговик

Ребенку предлагается представить, что он — только что слепленный снеговик. Тело должно быть твердым, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.п. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко.

2. Отдохнем

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте на коврики на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устраивайтесь удобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной.

- Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему.

 - Я спокоен.

- Я отдыхаю.

- Отдыхают мои руки. Отдыхают мои ноги. Отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться.

- Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслабленны и теплеют.

- Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление.

- Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

- Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу.

- Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

- Я становлюсь спокойным и жизнерадостным. У меня хорошее настроение.

- Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

- Пять, четыре, три, два, один.

- Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

3. Необыкновенная радуга

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящая вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно, — зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откроем глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый, зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

4. Подвижные руки

Ведущий предлагает детям повторять за ним движения.

Ведущий. Сильно встряхните руками. Представьте себе, что вы кончиками пальцев дотронулись до чего-то очень липкого и этими движениями хотите освободиться. (10 секунд.)

Теперь сожмите руки в кулаки. Затем расслабьте их и резко встряхните обеими кистями. Теперь еще раз сожмите каждую руку в кулак. (10 секунд.)

Снова расслабьте и встряхните руками. Теперь расправьте ладони так широко, как сможете. Растопырьте пальцы так сильно, как только можно. Почувствуйте напряжение в каждой руке. (10 секунд.)

Теперь снова встряхните руками. Затем согните их в локтях и держите кисти перед собой на высоте бедра, чтобы ладони были направлены на пол. Вот так, как у меня. А сейчас выгните ладони, чтобы кончики пальцев указывали в небо. Почувствуйте напряжение. Теперь снова опустите обе кисти вниз, чтобы кончики пальцев указывали на пол. Сделайте так пару раз — пусть пальцы указывают то вверх, то вниз. (5 секунд.)

И снова встряхните обеими руками.

АПРЕЛЬ

1. Покой. Дыхание. Отдых

Ведущий. Сядьте в исходное положение. Как ведут себя ваши мысли? Может быть, они мечутся, как волны во время шторма? Какими они были? Скажите себе: «Успокойся. Мысли, уходите прочь».

3–6 раз глубоко вдохните носом, а выдохните через рот. Можно во время дыхания считать 1–2–3 и т.д. Выдохните все напряжение из своего тела. Дышите, пока не почувствуете себя отдохнувшими.

2. Заколдованная фигура

Ведущий. Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так. (Можно показать детям, как.)

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и всех нас расколдовала. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень. (10 секунд.)

Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии до полного расслабления.

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас — с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

3. Ласковый мелок

Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Ведущий. Мы с тобой будем рисовать друг у друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо. (Мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца.) Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» (Взрослый рисует, едва касаясь тела ребенка.) Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?

После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.

4. Скульптурная группа

Воспитатель предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину комнаты и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится.

Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, поправляет ее, если считает это необходимым, отходит в сторону, любуется своей работой.

Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но, как только скульптор начинает шевелиться и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Скульптор встает, снова любуется своей работой. Он и не знает, что волк и заяц оживали.

МАЙ

1. На море

Ребенок вместе с ведущим рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями.

На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; сцепленные в замок руки рисуют большую волну). По волнам плывут дельфины (волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой (поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

2. Росток

Исходное положение — дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.

Ведущий. Представьте себе, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу.

3. Восковая фигура

Дети с закрытыми глазами «лепят» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается в ранее приданную ему позу и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза, сравнивают полученные фигуры и обсуждают результат.

4. Пляж

Исходное положение — лежа на спине. Предложите детям закрыть глаза и представить, что каждый из них лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает их. Веет легкий ветерок. Каждый отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть каждый прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой лежит. Удобно ли лежать?

Пусть каждый из детей попытается изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно. Затем предложите им потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Дополнительные упражнения. Можно использовать при работе с детьми упражнения на релаксацию с целью снятия мышечного напряжения: «Ноги», «Живот», «Спина», «Грудная клетка», «Руки», «Ниже пояса», «Шея», «Лоб», «Глаза», «Нос», «Улыбка», «Язык», «Челюсти», «Губы»

1 октября 2023 в 13:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.