Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Индивидуальный подход в воспитании детей разных типов темперамента.

В зависимости от темперамента своего ребенка вы можете спрогнозировать, что ему будет даваться с трудом, а в чем он не испытает трудностей в школе.

Внимательные воспитатели , определив тип темперамента ребёнка, могут с помощью специальных упражнений, занятий в кружках или спортивных секциях помочь детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику — подвижность, меланхолику — уверенность, сангвинику — адекватную самооценку.

Тюфячок (ребенок-флегматик)

Для флегматика характерны низкий уровень активности, им свойственна медлительность, невыразительность мимики, вялость речи. Детям-флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Им нравится многократно перечитывать интересный абзац, они с удовольствием в течение месяца будут слушать одну и ту же сказку. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету. У флегматика обычно формируется достаточно упорный характер, он все любит делать обстоятельно, преодолевая все препятствия. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. Новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.

Воспитываем правильно

Есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе. Чтобы флегматик мог контролировать себя, надо ограничить его во времени, например, выполнить задание к началу интересующей его телевизионной передачи. За рабочим столом ничего не должно отвлекать внимание флегматика. Старайтесь предлагать ребенку новые виды деятельности.

Очень положительно влияют на ребенка-флегматика спортивные занятия и всевозможные спортивные секции, где есть соревнования на скорость — это может быть плавание, бег, лыжи. Такие тренировки научат его концентрировать энергию и сосредотачиваться на главном, собираясь с силами.

Какие проблемы могут быть с ребенком флегматиком:

-ребенок с данным типом темперамента не любит менять свои привычки, поэтому не удивляйтесь, если вам придется целую неделю читать ему на ночь одну и ту же сказку, не изменяя в ней ни единого слова;

- по этой причине адаптироваться к новым условиям проживания, а это перемена привычек, для него затруднительна

-если что-нибудь меняется в его распорядке дня или питании ребенок может закатывает истерики.

Советы воспитателям ребенка флегматика

1. Поскольку флегматикам очень тяжело соблюдать режим дня, вам придется приложить определенные усилия, чтобы научить его «чувствовать» время. Только не пытайтесь его подгонять, это не даст нужного результата.

2. Флегматики становятся хорошими и верными друзьями, но вот найти этих самых друзей для них большая проблема. Поэтому учите ребенка общаться, чтобы он умел проявить инициативу и познакомиться с кем-то или легко включался в игру, другую деятельность с другими детьми..

3. Никогда не акцентируйте внимание ребенка на том, что он что-то делает медленнее или хуже других, это может серьезно подорвать его самооценку.

4. В силу того, что флегматикам сложно быстро переключать свое внимание, они не всегда успевают следить за ходом мыслей преподавателя в школе, воспитателя . Избежать этого также помогут совместные занятия и тренировки.

На заметку

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у будущих первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание (способность усилием воли сосредоточиться на неинтересном деле). В таком случае надо мотивировать ребенка на выполнение какой-либо деятельности, объяснить, для чего это нужно делать.

Упражнение на развитие произвольного внимания. Дайте ребенку лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить: «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Некоторые дети-флегматики делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, либо всех сразу. Иногда ребенок панически боится ошибиться, потому что его наказывают. Он много раз перечитывает задание, а когда что-то напишет или решит, снова и снова все проверяет.

Зачастую заторможенность ребенка может быть связана с тем, что он озабочен какой-то важной проблемой. Поговорите с малышом, постарайтесь узнать, что у него на душе. Иногда проблема может лежать на поверхности, например, ребенок просто голоден, или ему холодно, или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит живот.

 Зазнайка (ребенок-сангвиник).

Ребенок-сангвиник быстр, мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия — скорость, стремительные и крутые повороты. Работа горит у него в руках. Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Это заводила, дружелюбный, жизнерадостный ребенок, который не боится трудностей и легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Любит заниматься сразу несколькими делами. Оборотной стороной характера сангвиника, о которой должны помнить родители, является его легкомыслие и непостоянство.

Воспитываем правильно

Ребенок-сангвиник не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. Следует формировать у него устойчивые интересы, приучать доводить начатое дело до конца, не допускать небрежного выполнения заданий. Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Если ребенок способен запомнить больше, чем ему задают, например, в садике, увеличивайте нагрузку. Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как дети с таким темпераментом имеют склонности к зазнайству. Не забудьте о физическом развитии — это поможет выплеснуть лишнюю энергию.

Какие проблемы могут быть с ребенком сангвиником:

-одна из главных и основных проблем – это то, что сангвиники легко попадают под чужое влияние, которое с одинаковым успехом может быть как положительным, так и отрицательным;

-если даете ребенку какое-нибудь неинтересное и монотонное задание, будьте готовы к тому, что он может его просто напросто забыть и заняться чем-то более интересным и увлекательным;

-друзья ребенка сангвиника могут быть самыми разнообразными и не всегда соответствовать привычному для вас кругу людей.

Советы воспитателям ребенка сангвиника

1. Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро .

2. Контролируйте ребенка и приучайте к ответственности . Делать это нужно мягко, но настойчиво, поскольку в противном случае он легко может стать маленьким лгунишкой.

3. Похвала должна быть только заслуженной. У сангвиников зачастую достаточно сильно завышена самооценка, поэтому излишняя похвала может отрицательно сказаться на формировании личности.

4. Чтобы развить собранность и аккуратность, которые ребенку сангвинику просто необходимы, учите его доводить начатое дело до конца.

5. Непостоянство ребенка – это просто особенность темперамента, но и ее можно подкорректировать..

 Скромник (ребенок-меланхолик)

Меланхолик — это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, нерешительны. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются. Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, стремятся быть в «тени». Нередко «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. В новых, особенно конфликтных, ситуациях они теряются и работают значительно ниже своих возможностей. Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает.

Воспитываем правильно

У меланхолика важно выявить таланты, которые часто бывают скрыты. Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях — это провоцирует развитие серьезных комплексов. Не кричите и не давите, избегайте приказного тона. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. В общении со своим ребенком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность.

Меланхолику хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, точной механикой, искусством. Выбирайте спорт, который не требует особого нервного напряжения (бег, катание на велосипеде).

Какие проблемы могут быть с ребенком меланхоликом:

- поскольку ребенок меланхолик выглядит замкнутым и непроницаемым, воспитатели иногда могут не замечать, что у него появились какие-то проблемы;

- меланхолики слишком восприимчивы к критике, простое ваше замечание может вызвать целый поток слез;

-почти наверняка вам очень часто придется выслушивать жалобы ребенка на сверстников. Особенно часто это происходит в первые дни адаптации ;

-в детском коллективе малыш может чувствовать себя белой вороной, что доставляет ему немало страданий.

Советы воспитателям ребенка меланхолика

1. Пересмотрите свои взгляды на воспитание. Ругать или критиковать ребенка нельзя . Поскольку у него сильно обострено чувство вины, зачатую достаточно отвести кроху в сторону и спокойно объяснить, что он сделал не правильно.

2. Чаще хвалите ребенка, даже за незначительные достижения и победы. Это тот случай, когда похвала не испортит, а поможет поднять самооценку .

3. Игры или соревнования, в которых от ребенка нужна скорость, могут стать настоящим испытанием для меланхолика. Поэтому, если собираетесь поиграть во что-то подобное, в первый раз поддайтесь, пусть он почувствует радость от победы. И в следующий раз он уже будет знать, к чему стремиться.

4. Не забывайте, что он воспринимает все очень близко к сердцу и будет сильно переживать, если вы прочтете ему какую-нибудь сказку с нерадостным концом. Поэтому выбирайте для чтения только добрые и веселые сказки и истории. И не забудьте узнать, когда начать читать детям.

 Живчик (ребенок-холерик)

«Покой нам только снится!» — могут смело сказать родители ребенка-холерика. По природе своей холерик неутомим, натиск его неудержим. Он непоседлив, шаловлив, несдержан, суетлив, непослушен, вспыльчив и драчлив. Это неугомонный озорник и задира. Часто, недоделав дела, прямо по середине он ставит точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.

Воспитываем правильно

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его помощником в домашних делах, занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность, учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка. Приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.

Какие проблемы могут быть с ребенком холериком:

-малыш может настолько сильно увлекаться игрой или очередной своей идеей, что перестает слышать ваши просьбы или замечания;- иногда он может быть вспыльчив и даже агрессивен, при этом тяжело идет на компромисс. Если такое происходит, читайте: как отучить детей драться;

-ваши поручения или задания начинает выполнять, даже не дослушав их до конца. Делает все быстро, но небрежно;

- его самостоятельность и поспешность, могут стать причиной необдуманных поступков, не всегда верных;

- не исключены проблемы со сверстниками в приюте и школе.

Советы воспитателям ребенка холерика

1. Постарайтесь больше занять ребенка : играйте в игры, читайте, ходите на прогулки, занимайтесь лепкой и рисованием. Учите его переключать внимание с одного занятия на другое.

2. Дети холерики достаточно сильно чувствительны к критике, поэтому по возможности не повышайте голос, ведь строгие замечания вполне можно делать спокойным голосом. Запомните, крика и наказания могут полностью испортить ваши отношения. Особенно, когда начинается кризис трехлетнего возраста.

3. Старайтесь учить ребенка холерика доводить начатые дела до конца, не так уж просто, но возможно. Главное, чтобы у ребенка а был какой-то стимул. Вот и создавайте его перед началом игры.

4. Придумайте и строго придерживайтесь каких-то определенных действий перед сном, иначе это может стать проблемой.

25 ноября 2023 в 22:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.