Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
Графическая методика «Кактус”Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: • пространственное положение • размер рисунка • характеристики линий • сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.) • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) • характеристика иголок ( размер, расположение, количество) Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. a Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. a Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. a Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. a Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. a Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. a Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. a Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. a Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. a Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. a Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. a Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. a Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? 23 декабря 2023 в 22:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.