Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Графическая методика «Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

• характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

• характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

• характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

a  Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

a  Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

a  Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

a  Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

a  Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

a  Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

a  Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

a  Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

a  Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

a  Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

a  Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

a  Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?


23 декабря 2023 в 22:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.