Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Цель и задачи деятельности

Главной целью деятельности психологической службы образования яв­ляется сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста. Психологическое здоровье предлагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Основными задачами психологической службы ДОУ являют­ся:

1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого  воз­раста.

2. Развитие  индивидуальных  особенностей  детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов.

3. Создание благоприятного для развития ребенка - психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.

4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям, воспитателям, педагогам.

Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Профессиональное место педагога-психолога

 в дошкольном образовательном учреждении

Весь педагогический персонал ДОУ решает общую задачу - обеспечить обучение и воспитание детей. Каждый член педагогического коллектива зани­мает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои конкретные цели, задачи и методы, зависящие от возраста детей, которых они воспитывают, от предмета преподавания, от роли наставника. Кроме того, все педагогические работники дошкольных образовательных учреждений имеют свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специа­лизации.

Практический психолог детского образовательного учреждения - равно­правный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогиче­ского процесса, которую кроме него никто профессионально обеспечить не мо­жет: психическое развитие (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно - потребностное и коммуникативное) и психологическое здоровье детей.

Смысл любого учреждения образования - содействовать взрослению ре­бенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый педагог реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой. В центре внимания практического психолога - психологическая готовность ре­бенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и к самоопреде­лению. В центре всей работы педагога-психолога находятся интересы ребенка как формирующейся личности, иначе психолог работает не на ребенка, а на об­разовательную систему, которая не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов. Единственным показателем эффективности программ, ме­тодов, форм обучения является психологическое здоровье детей.

Понятие психолого-педагогического сопровождения

Особенность деятельности педагога-психолога состоит в том, что цели, задачи, ценности ее задаются социальной системой, на которую работает пси­холог: обоснование педагогических программ, методов общения, диагностика готовности к обучению в школе, усвоению различных специализированных программ, выявление уровня психического развития ребенка. Таким образом, деятельность педагога-психолога организуется по конкретным запросам адми­нистрации, определяется задачами педагогического процесса, а должна, кроме того, направляться собственно психологическими целями и задачами, регули­роваться своими ценностями, установками на ребенка. Такое представление о профессии изменяет отношение к себе, специалистам, стиль и тип профессио­нального видения реальности.

Цель работы в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, на­правленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним ми­ром и системой отношений.

Идеи, лежащие в основе модели деятельности педагога-психолога дошко­льного образовательного учреждения, можно условно объединить в 3 блока:

1. "Научно-методическое руководство учебно-воспитательном процессом" или "Научное  психолого-педагогическое  обеспечение учебно-воспитательного процесса". Психолог может заниматься концептуальными проблемами обучения и воспитания, планировать и контролировать воспитательный процесс, может принимать участие в разработке основ предметных программ, участвовать в разработке и реализации программ обучения и воспитания, но это не является его основной целью и задачей, так как идея дошкольной психологи­ческой помощи состоит в другом - организации особой самостоятельной формы деятельности в рамках процесса обучения и воспитания дошкольни­ков.

2. Оказание помощи детям, испытывающим различные трудности психологиче­ской или социальной природы, выявление их и профилактика. В данном слу­чае психолог, воспитатели и педагоги работают независимо друг от друга. За пределы модели помощи выпадают "благополучные" дети, которые могут получить свою долю внимания от психолога, если продемонстрируют неже­лательные проявления в поведении, обучении или самочувствии.

Психолога интересует мир ребенка лишь с точки зрения наличия нару­шений, которые надо исправлять и корректировать. Чаще всего психолог считает, что "нормальных" детей сейчас нет.

3. Сопровождение или "содействие развитию" ребенка.

Данная идея позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательного процесса и всей педагогической системы. Становится воз­можным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на личности ребенка.

Сопровождение - движение рядом, чуть впереди: внимательно вгляды­ваться в желания, потребности, фиксация достижений, возникающих трудностей, помощь в ориентировке, в понимании себя. Но при этом психолог не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Выбор пути - право и обязанность каждой личности, но задача психолога - облегчить про­цесс выбора, сделать его более осознанным.

Роль воспитателя состоит в четкой ориентации на интеллектуальном и этическом пути. Роль родителя - в том, что он - носитель и транслятор микро­культурных ценностей, но его воздействие носит регулирующий характер.

Роль психолога - в создании условий для продуктивного движения ре­бенка по пути, который он выбрал сам в соответствии с требованиями семьи и педагогов, в помощи ребенку сделать осознанные личные выборы, конст­руктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы.

Таким образом, деятельность педагога-психолога системы ДОУ задает­ся той социальной, семейной, педагогической системой, в которой, реально находится ребенок, но у педагога могут быть определены собственные цели и задачи.

Направления деятельности

· Психодиагностика

· Психопрофилактика

· Психокоррекция

· Просветительская работа

· Консультационная работа

· Методическая работа.

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.

Познавательная сфера

1. Мышление:

Наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

Логическое (проведение мыслительных операций  с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявление агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность.

4. Эмоциональный комфорт в детском саду.

5. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

1. Социометрия группы.

2. «Рукавички»

3. Наблюдения

4. «2 домика»

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная работа.

Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей, а также в рамках запланированных исследований личности детей.

Психопрофилактическая работа

Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет 4 основные направления:

развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для дошкольного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей.  Работа ведется по подгруппам. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.

Групповые психопрофилактические занятия

Младшие группы:

- адаптация детей;

- осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

- развитие общей моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средние группы:

- развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

- развитие общей моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшие группы:

- коммуникативные навыки;

- творческие и познавательные способности;

- эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

- способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

- готовность к школе (личностная и мотивационная);

- коммуникативные способности и социальная адаптация детей;

- способность к дифференциации эмоциональных состояний;

- творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Психокоррекционная работа

Работа с детьми

Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и педагогов, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционного воздействия отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).

Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;

коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционного воздействия:

индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно- ролевые;

сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

психогимнастика;

куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;

мандалотерапия;

атртерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;

релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

игры по развитию психомоторики.

Работа с родителями

Основная тематика консультаций:

Адаптация и дезадаптация к ДОУ;

Страхи;

Агрессивность;

Психологическое неблагополучие;

Непослушание;

Кризис 3-х лет;

Спонтанная двигательная активность;

Тревожность;

Левшевство;

Развитие микромоторики;

Низкий уровень развития познавательных процессов;

Нарушения в сфере общения;

Детская нервность;

Застенчивость;

Нестабильность эмоционального состояния;

Гиперактивность;

Отсутствие самостоятельности;

Непослушание.

 

Работа с педагогами

Основная тематика консультаций:

Адаптация и дезадаптация к ДОУ;

Страхи;

Детская агрессивность;

Психологическое неблагополучие;

Кризис 3-х лет;

Тревожность;

Левшевство;

  Низкий уровень развития познавательных процессов;

  Нарушения в сфере общения;

  Детская нервность;

  Застенчивость;

  Нестабильность эмоционального состояния;

  Гиперактивность.

Консультационная и просветительская работа

Индивидуальная:

1. С педагогами:

· Проводится по запросам и результатам диагностики;

· Экспресс – обзор групп по результатам диагностики познавательной  сферы.

2. С родителями:

· Проводится по запросам и результатам диагностики;

Групповая:

1. С родителями:

· Родительский клуб ;

· Экспресс – выступления на родительских  собраниях;

· Тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;

· Оформление информационных листов, буклетов в каждой группе;

· Проведение консультаций в дистанционном режиме.

2. С педагогами:

· семинар – практикум;

· мастер-класс;

· тренинг.

 

Методическая:

· оформление документации;

· участие в методических объединениях практических психологов;

· курсы повышения квалификации;

· методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану ДОУ;

· изучение психолого-педагогической литературы.

График работы педагога-психолога

Рабочая неделя – 36 часов;

Из них: 18 часов на практическую деятельность, 18 часов- обработка результатов исследований, подготовка к проведению мероприятий, самоподготовка.

18 часов: 8 часов – диагностика, 6 часов – коррекция, 2 часа – работа с педагогами; 2 часа – работа с родителями.

1 – 2 дня в неделю – вторая половина дня для работы с семьей, проведения мероприятий с родителями и детьми.


21 февраля 2024 в 23:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.