Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫЦель и задачи деятельности Главной целью деятельности психологической службы образования является сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста. Психологическое здоровье предлагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Основными задачами психологической службы ДОУ являются: 1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста. 2. Развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов. 3. Создание благоприятного для развития ребенка - психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками. 4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям, воспитателям, педагогам. Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Профессиональное место педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении Весь педагогический персонал ДОУ решает общую задачу - обеспечить обучение и воспитание детей. Каждый член педагогического коллектива занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои конкретные цели, задачи и методы, зависящие от возраста детей, которых они воспитывают, от предмета преподавания, от роли наставника. Кроме того, все педагогические работники дошкольных образовательных учреждений имеют свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. Практический психолог детского образовательного учреждения - равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую кроме него никто профессионально обеспечить не может: психическое развитие (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно - потребностное и коммуникативное) и психологическое здоровье детей. Смысл любого учреждения образования - содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый педагог реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой. В центре внимания практического психолога - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и к самоопределению. В центре всей работы педагога-психолога находятся интересы ребенка как формирующейся личности, иначе психолог работает не на ребенка, а на образовательную систему, которая не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов. Единственным показателем эффективности программ, методов, форм обучения является психологическое здоровье детей. Понятие психолого-педагогического сопровождения Особенность деятельности педагога-психолога состоит в том, что цели, задачи, ценности ее задаются социальной системой, на которую работает психолог: обоснование педагогических программ, методов общения, диагностика готовности к обучению в школе, усвоению различных специализированных программ, выявление уровня психического развития ребенка. Таким образом, деятельность педагога-психолога организуется по конкретным запросам администрации, определяется задачами педагогического процесса, а должна, кроме того, направляться собственно психологическими целями и задачами, регулироваться своими ценностями, установками на ребенка. Такое представление о профессии изменяет отношение к себе, специалистам, стиль и тип профессионального видения реальности. Цель работы в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Идеи, лежащие в основе модели деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, можно условно объединить в 3 блока: 1. "Научно-методическое руководство учебно-воспитательном процессом" или "Научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса". Психолог может заниматься концептуальными проблемами обучения и воспитания, планировать и контролировать воспитательный процесс, может принимать участие в разработке основ предметных программ, участвовать в разработке и реализации программ обучения и воспитания, но это не является его основной целью и задачей, так как идея дошкольной психологической помощи состоит в другом - организации особой самостоятельной формы деятельности в рамках процесса обучения и воспитания дошкольников. 2. Оказание помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социальной природы, выявление их и профилактика. В данном случае психолог, воспитатели и педагоги работают независимо друг от друга. За пределы модели помощи выпадают "благополучные" дети, которые могут получить свою долю внимания от психолога, если продемонстрируют нежелательные проявления в поведении, обучении или самочувствии. Психолога интересует мир ребенка лишь с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать. Чаще всего психолог считает, что "нормальных" детей сейчас нет. 3. Сопровождение или "содействие развитию" ребенка. Данная идея позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательного процесса и всей педагогической системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на личности ребенка. Сопровождение - движение рядом, чуть впереди: внимательно вглядываться в желания, потребности, фиксация достижений, возникающих трудностей, помощь в ориентировке, в понимании себя. Но при этом психолог не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Выбор пути - право и обязанность каждой личности, но задача психолога - облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным. Роль воспитателя состоит в четкой ориентации на интеллектуальном и этическом пути. Роль родителя - в том, что он - носитель и транслятор микрокультурных ценностей, но его воздействие носит регулирующий характер. Роль психолога - в создании условий для продуктивного движения ребенка по пути, который он выбрал сам в соответствии с требованиями семьи и педагогов, в помощи ребенку сделать осознанные личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы. Таким образом, деятельность педагога-психолога системы ДОУ задается той социальной, семейной, педагогической системой, в которой, реально находится ребенок, но у педагога могут быть определены собственные цели и задачи. Направления деятельности · Психодиагностика · Психопрофилактика · Психокоррекция · Просветительская работа · Консультационная работа · Методическая работа. Психодиагностическая работа Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям. Познавательная сфера 1. Мышление: Наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления); Логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках). 2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение. 3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. 4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности. Эмоционально-волевая сфера 1. Проявление агрессивного поведения. 2. Страхи. 3. Повышенная тревожность. 4. Эмоциональный комфорт в детском саду. 5. Личностная и волевая готовность к школе. Коммуникативная сфера 1. Социометрия группы. 2. «Рукавички» 3. Наблюдения 4. «2 домика» По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная работа. Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей, а также в рамках запланированных исследований личности детей. Психопрофилактическая работа Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет 4 основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. Все направления продиктованы актуальными для дошкольного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа ведется по подгруппам. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми. Групповые психопрофилактические занятия Младшие группы: - адаптация детей; - осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде; - доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе; - развитие общей моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. Средние группы: - развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики; - доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе; - развитие общей моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. Старшие группы: - коммуникативные навыки; - творческие и познавательные способности; - эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами); - способность к дифференциации эмоциональных состояний. Подготовительные группы: - готовность к школе (личностная и мотивационная); - коммуникативные способности и социальная адаптация детей; - способность к дифференциации эмоциональных состояний; - творческие способности и совершенствование познавательных процессов. Психокоррекционная работа Работа с детьми Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и педагогов, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционного воздействия отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями). Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах: эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль; коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье; познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов. Основные методы коррекционного воздействия: индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно- ролевые; сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком; психогимнастика; куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка; мандалотерапия; атртерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом; релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов; игры по развитию психомоторики. Работа с родителями Основная тематика консультаций: Адаптация и дезадаптация к ДОУ; Страхи; Агрессивность; Психологическое неблагополучие; Непослушание; Кризис 3-х лет; Спонтанная двигательная активность; Тревожность; Левшевство; Развитие микромоторики; Низкий уровень развития познавательных процессов; Нарушения в сфере общения; Детская нервность; Застенчивость; Нестабильность эмоционального состояния; Гиперактивность; Отсутствие самостоятельности; Непослушание.
Работа с педагогами Основная тематика консультаций: Адаптация и дезадаптация к ДОУ; Страхи; Детская агрессивность; Психологическое неблагополучие; Кризис 3-х лет; Тревожность; Левшевство; Низкий уровень развития познавательных процессов; Нарушения в сфере общения; Детская нервность; Застенчивость; Нестабильность эмоционального состояния; Гиперактивность. Консультационная и просветительская работа Индивидуальная: 1. С педагогами: · Проводится по запросам и результатам диагностики; · Экспресс – обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы. 2. С родителями: · Проводится по запросам и результатам диагностики; Групповая: 1. С родителями: · Родительский клуб ; · Экспресс – выступления на родительских собраниях; · Тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме; · Оформление информационных листов, буклетов в каждой группе; · Проведение консультаций в дистанционном режиме. 2. С педагогами: · семинар – практикум; · мастер-класс; · тренинг.
Методическая: · оформление документации; · участие в методических объединениях практических психологов; · курсы повышения квалификации; · методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану ДОУ; · изучение психолого-педагогической литературы. График работы педагога-психолога Рабочая неделя – 36 часов; Из них: 18 часов на практическую деятельность, 18 часов- обработка результатов исследований, подготовка к проведению мероприятий, самоподготовка. 18 часов: 8 часов – диагностика, 6 часов – коррекция, 2 часа – работа с педагогами; 2 часа – работа с родителями. 1 – 2 дня в неделю – вторая половина дня для работы с семьей, проведения мероприятий с родителями и детьми.
21 февраля 2024 в 23:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.