Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Качества успешного человека

Наверняка каждому из  нас известны люди, которых называют «везунчиками» и о которых говорят, что они родились в рубашке. Этим представителям человечества хорошо  живется в нашем непростом мире.  Им всегда везет, обстоятельства  складываются для них благополучно. Они никогда не жалуются на нехватку  денег, достигают тех должностей, которых хотят. Они выглядят веселыми и беззаботными, успешны во всем и всегда! А приглядишься – и во внешности ничего особенного нет, и рост маленький, и волосы – репейник… Но что-то в них есть. Что-то, что притягивает других  людей, заставляет говорить с ними, прислушиваться к их мнению, идти за ними.

Но мы также знаем людей, которым  в этой жизни  не везет. Они пришли в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в поте лица своего, да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, что хотелось бы, денег никогда не хватает. В лучшем случае, они могут  надеяться, что повезет в будущем.  Они не достигают желанных  должностей – всегда  какой-нибудь  «нехороший» человек  перехватывает желанное место.  Это дает повод завидовать ему, впрочем, завидуют они  всем и во всем. Подобные люди пребывают в  вечном раздражении, все не по ним. Это неудачники.

Цель встречи -  исследовать, какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть в жизни успеха. Мы должны  осознать, что значит «успех», «успешный человек», и проанализировать, какие  качества  способствуют успеху.

Упражнение «Ассоциации»

- Назовите слова, ассоциирующиеся  у вас со словом «успех» (победа, счастье, удача, достижение).

Успех (словарь Ожегова):

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. хорошие  результаты в работе, учебе.

- Что, с вашей толчки зрения, значит «успешный  человек»?

Деловая игра

Чтобы разобраться, что  значит успешный  человек, надо  сначала  обсудить  и выбрать 5 наиболее важных  качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества, если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый  определяет  для себя, затем  обсуждайте в группе и приходите к общему решению. Затем представитель  группы  выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно  эти качества (каждому выдана  карточка с перечнем качеств).

Качества:

- дух соперничества;

- чувство товарищества;

- способность к творчеству;

- любознательность;

- озабоченность материальным успехом;

- порядочность;

- честность;

- доброта;

- независимость;

- интеллектуальная развитость;

- послушание;

- предприимчивость;

- открытость;

- наличие собственных убеждений;

- уравновешенность;

- организованность;

- чувство юмора;

- эмоциональность;

- искренность;

- способность адаптироваться;

- воспитанность;

- настойчивость;

2. подумайте сначала сами, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.

3. Давайте сравним эти качества. Если вы в школе успешны, приобретаете ли вы качества, позволяющие вам  в жизни стать успешными людьми?

Обсуждение.

 Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:

1. Такие люди честолюбивы.

Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений. Вы должны видеть себя способным измениться к лучшему.

2. Они храбры.

Они работают, чтобы преодолевать  опасения, которые сдерживают  большинство  людей. Два самых больших врага вашего успеха – опасения и сомнения. Устранение  опасений и  сомнений – ключ к успеху.

3. Они верят в себя  и свое дело.

Успешные люди  в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя, они верят в свою  компанию, они верят в  свои изделия и услуги, они верят в своих клиентов, они имеют огромную веру.

4. Они профессиональны.

Они профессиональны  в любом деле, которым занимаются, так как постоянно  учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда  не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.

5. Они ответственны.

Они видят себя  президентом своей собственной персональной  корпорации услуг. Самая большая  ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы – президент вшей собственной жизни.

Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом  деле. Что же объединяет  успешных людей?  Как правило, дело не только  в таланте и врожденных  способностях.

Их отличают:

- активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;

- креативность: они рассматривают  проблемные ситуации как интересные задачи для  решения и не боятся их;

- ответственность: готовы брать  ответственность  за свои  поступки и решения на себя;

- уверенность: верят в свои силы  и стремятся  проявить свои возможности в полной мере;

- коммуникабельность: умеют грамотно  дать  обратную  связь,  поддержать, попосить о помощи.

Каждому человеку свойственно желание быть победителем, но, к сожалению, далеко не каждый в своей жизни испытывает замечательные моменты торжества победы, моменты высшего удовлетворения потребности самоутверждения. Почему  не каждый из нас побеждает? Что за качества имеются у истинного победителя? Кто умеет выстроить путь к победе, кто преодолевает преграды на этом пути, то и является победителем.  Что характерно для победителя :

  Воля к победе;

  Целеустремленность, сосредоточение, непреодолимое желание добиться победы,

  Самообладание, выдержка, дисциплина: победитель одерживает победу прежде всего над собой, своими слабостями;

  Работоспособность, максимальная выносливость к любым физическим и психическим нагрузкам;

  Уверенность: он позитивно программирует себя, уверен в успехе: «Я смогу!», «Я сделаю это!», «У меня все получится!».

 

Человек, желающий победить, должен уметь или учиться уметь изменять условия и обстоятельства, препятствующие победе. А также изменять то, что в нем самом является препятствием.

Победа в учебе. Движение к победному финишу определяют глубинные установки личности. Люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее активные и менее заинтересованные. Воля к победе из ученика, не преуспевающего в учебе, может сделать отличника, знатока, и, наоборот, недостаточное проявление воли к победе у отличника превращает его в неудачника.

Всем знакомы ощущения, связанные с неприятнейшим эмоциональным состоянием: «сердце ушло в пятки», «дыхание перехватило», «бросило в жар», «засосало под ложечкой»… Это страх – эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на внешние сигналы, предвещающие реальную или воображаемую опасность. Страх захватывает все стороны личности: уничтожает инициативу, подрывает уверенность, сковывает мысли, воображение.

Причины страха – либо неизвестность, отсутствие знаний о людях, ситуациях, последствиях, либо заведомо известная  (предполагаемая) опасность отрицательных последствий. Преодолеть страх – это значит искусно управлять своими эмоциями.

Поборите страх.

· Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте не более чем физическое чувство.

· Используйте самовнушение («ничего страшного», «я не боюсь» и т.п.). научитесь «заговаривать зубы» своему внутреннему трусу.

· Смотрите страху в глаза и вы увидите, что часто – это ваше воображение. У страха глаза велики, не преувеличивайте опасность.

· Спокойно и трезво взвесьте свои силы и силы страха.

· Подумайте, страшна ли данная опасность таким же или более слабым, чем вы. Если они не боятся, не бойтесь и вы.

· «Жизнь не может быть настолько тяжела, чтобы ее нельзя было облегчить своим отношением к ней.» Э. Глезгоу

Способы изменения самооценки

№ п/п

Содержание

Пути выполнения

1

Постарайтесь более позитивно отно­ситься к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий толь­ко из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

2

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

3

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

4

Попытайтесь избавиться оттого, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте

5

Начинайте принимать решение самосто­ятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда мо­жете оправдать и обосновать

6

Постарайтесь окружить себя тем, что ока­зывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

7

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

8

Обретите веру: в человека, в обстоятель­ства и т.д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите  в сторону» и просто подождите

 

 Закончить наш разговор  мне бы хотелось притчей «БАБОЧКА»

Однажды в коконе  появилась маленькая щель. Случайно проходивший  мимо человек долгие часы стоял и наблюдал , как через эту маленькую  щель пытается  выбраться бабочка. Прошло  много времени, бабочка как будто  оставила свои усилия, а щель была  все такой же  маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у неё  не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал  кокон. Бабочка  тотчас  вылетела. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья  были  прозрачными и едва двигались.

Человек  продолжал наблюдать, думая, что вот-вот  крылья  бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего  не случилось!

Остаток жизни  бабочка  волочила по земле свое слабое тельце, свои  нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам  позволено  было жить, не встречаясь  с трудностями, мы были бы  обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы  летать.

Я просил сил…  А жизнь дала  мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил  мудрости…  А жизнь  дала мне  проблемы для  разрешения.

Я просил богатства…  А жизнь  дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможности летать… А жизнь  дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне  возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне  было  нужно.

 Я желаю вам всем  быть в жизни успешными!

29 мая 2024 в 22:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.