Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону
Качества успешного человекаНаверняка каждому из нас известны люди, которых называют «везунчиками» и о которых говорят, что они родились в рубашке. Этим представителям человечества хорошо живется в нашем непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства складываются для них благополучно. Они никогда не жалуются на нехватку денег, достигают тех должностей, которых хотят. Они выглядят веселыми и беззаботными, успешны во всем и всегда! А приглядишься – и во внешности ничего особенного нет, и рост маленький, и волосы – репейник… Но что-то в них есть. Что-то, что притягивает других людей, заставляет говорить с ними, прислушиваться к их мнению, идти за ними. Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет. Они пришли в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в поте лица своего, да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, что хотелось бы, денег никогда не хватает. В лучшем случае, они могут надеяться, что повезет в будущем. Они не достигают желанных должностей – всегда какой-нибудь «нехороший» человек перехватывает желанное место. Это дает повод завидовать ему, впрочем, завидуют они всем и во всем. Подобные люди пребывают в вечном раздражении, все не по ним. Это неудачники. Цель встречи - исследовать, какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть в жизни успеха. Мы должны осознать, что значит «успех», «успешный человек», и проанализировать, какие качества способствуют успеху. Упражнение «Ассоциации» - Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом «успех» (победа, счастье, удача, достижение). Успех (словарь Ожегова): 1. Удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание. 3. хорошие результаты в работе, учебе. - Что, с вашей толчки зрения, значит «успешный человек»? Деловая игра Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и выбрать 5 наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества, если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем обсуждайте в группе и приходите к общему решению. Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств). Качества: - дух соперничества; - чувство товарищества; - способность к творчеству; - любознательность; - озабоченность материальным успехом; - порядочность; - честность; - доброта; - независимость; - интеллектуальная развитость; - послушание; - предприимчивость; - открытость; - наличие собственных убеждений; - уравновешенность; - организованность; - чувство юмора; - эмоциональность; - искренность; - способность адаптироваться; - воспитанность; - настойчивость; 2. подумайте сначала сами, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь. 3. Давайте сравним эти качества. Если вы в школе успешны, приобретаете ли вы качества, позволяющие вам в жизни стать успешными людьми? Обсуждение. Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов: 1. Такие люди честолюбивы. Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений. Вы должны видеть себя способным измениться к лучшему. 2. Они храбры. Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага вашего успеха – опасения и сомнения. Устранение опасений и сомнений – ключ к успеху. 3. Они верят в себя и свое дело. Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя, они верят в свою компанию, они верят в свои изделия и услуги, они верят в своих клиентов, они имеют огромную веру. 4. Они профессиональны. Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей. 5. Они ответственны. Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы – президент вшей собственной жизни. Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях. Их отличают: - активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу; - креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их; - ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя; - уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере; - коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попосить о помощи. Каждому человеку свойственно желание быть победителем, но, к сожалению, далеко не каждый в своей жизни испытывает замечательные моменты торжества победы, моменты высшего удовлетворения потребности самоутверждения. Почему не каждый из нас побеждает? Что за качества имеются у истинного победителя? Кто умеет выстроить путь к победе, кто преодолевает преграды на этом пути, то и является победителем. Что характерно для победителя : Воля к победе; Целеустремленность, сосредоточение, непреодолимое желание добиться победы, Самообладание, выдержка, дисциплина: победитель одерживает победу прежде всего над собой, своими слабостями; Работоспособность, максимальная выносливость к любым физическим и психическим нагрузкам; Уверенность: он позитивно программирует себя, уверен в успехе: «Я смогу!», «Я сделаю это!», «У меня все получится!».
Человек, желающий победить, должен уметь или учиться уметь изменять условия и обстоятельства, препятствующие победе. А также изменять то, что в нем самом является препятствием. Победа в учебе. Движение к победному финишу определяют глубинные установки личности. Люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее активные и менее заинтересованные. Воля к победе из ученика, не преуспевающего в учебе, может сделать отличника, знатока, и, наоборот, недостаточное проявление воли к победе у отличника превращает его в неудачника. Всем знакомы ощущения, связанные с неприятнейшим эмоциональным состоянием: «сердце ушло в пятки», «дыхание перехватило», «бросило в жар», «засосало под ложечкой»… Это страх – эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на внешние сигналы, предвещающие реальную или воображаемую опасность. Страх захватывает все стороны личности: уничтожает инициативу, подрывает уверенность, сковывает мысли, воображение. Причины страха – либо неизвестность, отсутствие знаний о людях, ситуациях, последствиях, либо заведомо известная (предполагаемая) опасность отрицательных последствий. Преодолеть страх – это значит искусно управлять своими эмоциями. Поборите страх. · Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте не более чем физическое чувство. · Используйте самовнушение («ничего страшного», «я не боюсь» и т.п.). научитесь «заговаривать зубы» своему внутреннему трусу. · Смотрите страху в глаза и вы увидите, что часто – это ваше воображение. У страха глаза велики, не преувеличивайте опасность. · Спокойно и трезво взвесьте свои силы и силы страха. · Подумайте, страшна ли данная опасность таким же или более слабым, чем вы. Если они не боятся, не бойтесь и вы. · «Жизнь не может быть настолько тяжела, чтобы ее нельзя было облегчить своим отношением к ней.» Э. Глезгоу Способы изменения самооценки
Закончить наш разговор мне бы хотелось притчей «БАБОЧКА» Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал , как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у неё не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения. Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможности летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ… А жизнь дала мне возможности. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно. Я желаю вам всем быть в жизни успешными! 29 мая 2024 в 22:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.