Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 299 г. Ростов-на-Дону

Проект « Мандалотерапия - как метод гармонизации психоэмоционального состояния ребенка»

В  наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. 
Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод мандалотерапии - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Научить детей сосредоточиться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Данный психолого-педагогический проект -  изучение и практическая апробация профилактики психоэмоционального напряжения и сопровождение позитивной социализации дошкольников .

Что дает метод Мандалотерапии?
- возможность безопасно проявлять негативные чувства и эмоции;
- открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов;
- диагностику актуального состояния;
- возможность самостоятельной работы в целях саморазвития и самораскрытия;
- формирование устойчивых положительных убеждений;

-развитие познавательной сферы;
- и кроме прочего, огромное удовольствие от самого процесса создания мандалы, от возможности свободно выразить свои чувства, настроение;

Основная идея проекта: профилактика психоэмоционального напряжения и сопровождение социализации дошкольника средствами мандалотерапии, как одной из форм арттерапии. Поэтому мандалотерапия выступает перспективным направлением профилактики психоэмоционального напряжения, позитивной социализации, открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов.
Состав проектной группы:педагог-психолог, воспитанники ДОО (подготовительной группы), родители. 
Тип проекта: по продолжительности: среднесрочный; по составу участников: групповой; по направленности деятельности участников проекта: практико-ориентированный.
Актуальность проекта.
В современных условиях проблема организации работы по профилактике психоэмоционального напряжения, сопровождению позитивной социализации и преодолению негативных форм поведения у дошкольников особенно актуальна, так как реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) это – максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольника. Данное положение обусловлено заказом общества на развитие личности, способной к адаптации в сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в социуме. Психологические исследования и практические наблюдения показывают, что у многих современных детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и трудности. Все это позволило говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас особенно важно было объединить усилия воспитателей и психолога детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального мик­роклимата, что способствует развитию позитивного, здорового ребенка. 
Исследование данной проблемы позволило выделить противоречие между традиционным пониманием профилактики психоэмоционального напряжения, сопровождению позитивной социализации и современными подходами, направленных на самопознание ребенка способам конструктивного взаимодействия. Поэтому тема выбрана неслучайно и является на данный момент актуальной.

Практические наблюдения педагогов нашего детского сада показывают, что у  детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и трудности: проявления агрессии, конфликтности не типичные для спокойных детей, излишняя активность, частая смена настроения в течение дня у некоторых детей, плаксивость, эмоциональные всплески.

Поэтому данная проблема потребовала поиска новых подходов и средств, что позволило выдвинуть предложение о том, что использование мандалотерапии, вместе с другими методами арт-терапии, обеспечит решение проблемы профилактики психоэмоционального напряжения, позитивной социализации и преодоления негативных форм поведения детей, если: будет обеспечен целостный личностно-ориентированный процесс; будет создана образовательная среда с учётом возрастных особенностей, индивидуально-дифференцированного подхода, произойдёт активное включение во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса для закрепления приемлемых стереотипов поведения. Таким образом, проект имеет большую практическую значимость, может быть использован специалистами и педагогами ДОО.

Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и долговременный процесс. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивается значимая задача современного общества – развитие личности каждого ребёнка. Поэтому, основываясь на исследованиях Г.М.Андреевой, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е.Рощина, доказавших возможность использования арттерапии (в том числе мандалотерапии) в профилактической и психокоррекционной работе с детьми, данный проект становится особо актуальным, отвечая на социально-образовательный заказ современного общества.
Цель проекта: гармонизация внутреннего психологического состояния детей дошкольного возраста для успешного повышения собственной личностной ценности и адекватного адаптирования его в социуме, развитие эмоциональной сферы, снятие внутреннего напряжения, нормализация поведения.

Достижение данной цели предполагалось в процессе решения следующих задач:
1.Диагностика нарушений в психоэмоциональном состоянии детей. 
2. Снятие внутреннего напряжения и тревожности. 
3. Развитие произвольности поведения. 
4. Развитие творческой активности и мелкой моторики рук. 
5. Развивать взаимопонимание и сплоченность со сверстниками. 
6. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

7.Обогатить образовательную среду с учётом возрастных особенностей, индивидуально-дифференцированного подхода, подбора игр, материалов, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста. 

Направление: 
* поиск новых направлений и форм педагогической работы с использованием инновационных технологий в ДОО;
* создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
* создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Объект исследования: организация образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми от 5 до 7 лет.
Предмет исследования: мандалотерапия, как средство профилактики психоэмоционального напряжения, социализации, открытия своих индивидуальных внутренних ресурсов.
Личность ребенка является центром всей системы ДОО, где  мы реализуем личностно-ориентированную технологию, обеспечивающую комфортные условия пребывания ребенка в семье и дошкольном учреждении.
В проекте активно использованы и современные педагогические технологии: игровые, здоровьеразвивающие, информационно-коммуникативные, особое внимание уделено интерактивным технологиям. Понятие «интерактивный» в контексте данного проекта означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога, бесконфликтного поведения. Следовательно, интерактивные технологии – это, прежде всего, диалоговое взаимодействие. Суть использования интерактивных технологий в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс игрового взаимодействия.
В проекте использованы следующие интерактивные формы:
- игра и работа с мандалами в парах - все дети имеют возможность проявить себя в изготовлении мандал;
- метод «дельфи» – метод, при котором принимается любой ответ детей на заданный вопрос;
- работа с мандалой микрогрупп позволяет настроить каждого на контакт; 
- ролевая игра - разыгрывание участниками группы сценки с ролями в интересах овладения поведенческой стороной жизненных ситуаций;
- игровые упражнения способствуют появлению непроизвольного интереса к поведению сверстников;
- решение ситуационных задач (ситуационные игры);
- поиск информации - командный поиск информации.

- метод  экспериментирования - знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых изготовлены мандалы, элементарное детское экспериментирование и создание коллекции;

- методы на развитие коммуникации и грамоты - составление описательных рассказов, фантазирование сказочных историй, составление каталогов созданных сувениров, альбомов рассказов с рисунками, игровые обучающие ситуации, беседы, составление загадок, придумывание малых фольклорных форм;

- развивающие игры - знакомство с играми В. Воскобовича «Геоконт», складывание мандал из геометрических фигур, игры на развитие количественных и временных представлений с мандалами и т.д.

Стратегия реализации проекта: Суть идеи психолого-педагогической поддержки с использованием мандалотерапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть негативные проявления, препятствия, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развить у него потребность в успешности самостоятельных действий. 

Структура занятия:
Каждое проводимое мероприятие состоит из вводной, основной и заключительной части. 
Вводная часть( игровое вступление ) включает в себя игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется созданию эмоционального фона, обеспечивающего позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность - 3-5 минут. 
Основная часть (игротерапевтическая)., 15-25 минут, отвечает главной цели занятия; включает в себя работу с мандалами, «мысленные картинки», развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов; погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного.Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка.
Заключительная часть (игровая релаксация: ритуал прощания) - (5 минут).Наблюдение за ребенком. Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас».
Задачи :
развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;
обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
воспитывать терпеливость и аккуратность;
вырабатывать у ребенка положительные черты характера,способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать нежелательные черты характера и поведения;
формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
Содержание и структура данного проекта отличаются: 
универсальностью, что выражено в возможности использования педагогами; 
интегративностью – внедрением взаимодополняющих, специально организованных игровых мероприятий по формированию представлений детей и социализации; 
экономичностью - использованием имеющихся педагогических технологий без дополнительных затрат; 
реализацией возможностей ребенка, исходя из его потребностей – здоровьесбережением; 
продуктивностью.

Не отрицая значимость существующих методик, средств, технологий образования, утверждаем, что продуктивность образовательной деятельности увеличивается, если реализовать содержание предложенного проекта. 
Психолого-педагогическая целесообразность опыта состоит в возможности успешного использования в практике образовательных учреждений результатов его реализации. Социальный заказ, обусловленный реализацией ФГОС, повлиял на необходимость отбора рациональных путей и условий развития воспитанника. С учётом возрастных особенностей детей широкое применение нашли игровые приёмы, так как в основе деятельности лежит личный интерес и мотивация каждого ребёнка. 
Данные формы и средства вызывают интерес у детей и позволяют решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, при минимальной затрате времени. Работа с мандалами не просто интересна детям, но и стимулирует их к дальнейшему саморазвитию, что при традиционном подходе было непросто. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый ребенок раскрывает себя сам с помощью созерцания, карандашей, красок, других материалов и определенного количества свободного времени.
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми психологические возможности мандал применяем:
в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок) 
в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
Также применяем:
При ощущении внутреннего дисбаланса 
При проблемах самооценки
Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) 
Сопровождение адаптации 
Психосоматические проблемы 
Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества 
Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) 
Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения 
Воспитание терпеливости и аккуратности
Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
В процессе игровой психокоррекции с мандалами выделили три этапа, которые имеют свои методические приёмы, обеспечивающие решение поставленных задач. 
Первый этап включает объединение детей в подгруппы, создание безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, использованы развлекательные (контактные) игры с мандалами. 
Второй этап предполагает основную работу в подгруппах детей, сбор диагностических данных с целью учёта индивидуальных проблем каждого ребёнка. Использованы в основном игровые (с принятием ролей, правил) и неигровые приёмы (сказкотерапия, художественно-эстетическая деятельность). 
Третий этап включает закрепление позитивной социализации в совместных играх детей. Использованы игровые и неигровые приёмы, которые проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, вырабатывают навыки рефлексии и контроля. Об эффективности проводимой профилактической, развивающей и коррекционной работы говорят положительные изменения в развитии детей. 
Ресурсы: 
Информационные ресурсы:
информация из научно - методической литературы; информирование педагогов и родителей через электронные средства массовой информации; информирование педагогической и родительской общественности через публикацию информации по содержанию проекта на персональной странице официального сайта ДОО и персональной странице педагога..
Интеллектуальные ресурсы: педагоги, педагог-психолог.
Административный ресурс: Заведующий ДОО.

Финансрвые ресурсы:ресурсы педагогического проекта укладываются в рамки финансово-экономического обеспечения, необходимого для реализации общепринятых программ дошкольного образования с минимальным привлечением внебюджетных средств. 
Кадровые ресурсы: педагогический коллектив.
Партнеры: Проект имеет связь с различными социальными структурами: воспитателями (подбор методического материала, разработка игровых ситуаций); родителями ( консультирование, ознакомление с памятками, буклетами, участие в совместной деятельности). Согласно закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) являются первыми педагогами своего ребёнка, их участие в жизни ДОО помогает проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию с ребёнком. Данная тенденция вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс выделяется потому, что это необходимо для полноценного развития ребёнка. В ходе реализации проекта родители стали активными участниками. Это дало положительные результаты: повышение уровня педагогической компетенции всех участников проекта, а забота о реализации права ребёнка на полноценное развитие стала неотъемлемой частью деятельности коллектива.
План реализации проекта:  
I ступень – подготовительная, информационно-аналитическая.
Цель: подготовка условий и пополнение предметно-развивающей среды, наблюдение,анализ сложившейся системы коррекционно-развивающей деятельности. 
II ступень– основная, организационно - деятельностная – реализация проекта в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Цель: профилактическая и коррекционно-развивающая деятельность в соответствии с перспективным планированием, педагогическими технологиями и авторскими приёмами и средствами.
III ступень – итоговая, мониторинговая (аналитическая) – анализ и обобщение достигнутых результатов.
Цель: анализ итогов реализации педагогического проекта и корректировка педагогической деятельности. 
Ожидаемые результаты: созданные условия будут способствовать позитивной социализации, преодолению негативных форм поведения дошкольников, достижению оптимального уровня формирования позитивных форм поведения, положительной мотивации и умений в совместной деятельности; разработка методических материалов для педагогов позволит повысить результативность не только коррекционно-развивающей, но и образовательной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что данный психолого-педагогический проект имеет важное социальное значение. 
Планируемый результат: создание благоприятных условий, повышение мотивации к положительному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; внедрение новых образовательных технологий в практику дошкольной организации. 
В результате реализации психолого- педагогического проекта:

Обогащение образовательной  среды:

I.Настольные игры индивидуальные и групповые:

1. на развитие внимания, восприятия целостного образ:  мандалы - пазлы, мандалы - лото;

2.на развитие математического мышления, чувство ритма, развитие моторики и фантазии: конструктор - мандала, мандалы на липучках (геометрический рисунок, цветочные мотивы, игра на основе В.Воскобовича «Геоконт» );

3. на развитие зрительной памяти (мандала в Шичидо играх).

II.Интеллектуальные игры.

1.на развитие логического мышления ( Ассоциация к мандале);

2.на развитие внимания (какие геометрические фигуры спрятались в мандале);

3.на развитие речи (составь рассказ о мандале).

III.Игры на развитие моторики и творческого мышления.

1.изготовление мандал: из паеток,пластилинография,насыпные мандалы,аппликаций, плетение из нитей и т.д;

2.рисование мандал; жидким тестом, “волшебными красками” и т.д;

3.раскрашивание готовых мандал.

Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

отмечается повышение уровня родительской  активности (совместная деятельность родителей с детьми рисование мандал жидким тестом, раскрашивание мандал)

Обмен опытом на МО по использованию мандалотерапии;

 У детей наблюдается снижение эмоциональных проявления агрессии, конфликтности, смены настроения и т.д.Тренуется сидчивость и аккуратность.

Наблюдается развитие творчества, художественное  и духовное  самовыражение детей.

Сформирован устойчивый интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми (груповые игры,коллективное создание мандалы),повысился уровень активности в разных видах деятельности.

Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.
Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не было создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволила душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в ДОО.
Продукт проекта: Альбом мандал для раскрашивания, настольные игры (лото, пазлы, конструктор),альбом готовых детских мандал изготовленных  в разных техниках и разных материалов, стенды для игр, интеллектуальные игры, буклеты.
Дальнейшие перспективы: продолжение внедрения  этого метода для работы с детьми более младшего возраста, выпуск брошюр, буклетов для семейного чтения с освещением проводимой работы; представления опыта на методических объединениях, в сетевых сообществах, публикациях; приобщение родителей воспитанников к участию в новых проектах. Создание комнаты психологической разгрузки.

Анализ результатов даёт основание считать, что использование мандалотерапии помогает снижению негативных состояний и трансформации их в положительные способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной социализации дошкольников. 
Список литературы:
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.
Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004 Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.

22 декабря 2024 в 22:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.